Идеи феминизма в перформативных практиках XX века

Скачать курсовую работу на тему: Идеи феминизма в перформативных практиках XX века. В которой исследовано изучение и анализ воплощения идей феминизма в перформативных практиках ХХ столетия.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.01.2025
Объем файла
91 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и становление феминизма в ХХ веке во многом определило основные направления и способы репрезентации в искусстве. Феминизм как общественно-политическое движение становился всё более заметным в различных сферах жизни, переставая быть просто маргинальным ответвлением левого движения. И как политическое движение с ярко выраженной идеологической подоплёкой, он  требовал новых, актуальных и действенных способов привлечения внимания к собственным проблемам. Перформативное искусство стало одним из таких способов, так как давало возможность коммуникации со зрителем. Именно диалогическая функция перформанса позволяла легко вовлекать аудиторию в суть проблемы, затронутой его автором.Актуальность работы определяется в первую очередь насущностью темы феминизма и в наши дни, так как данное движение до сих пор остаётся важным и наиболее заметным в политико-социальном поле. Раздробленность движения из-за обилия его течений (которые с каждым годом всё больше конфликтуют друг с другом) усложняет  решение проблем женщин, вызывая к тому же непонимание и неприятие со стороны основной массы людей, поэтому очень важно доносить до общества истинную суть движения и его значимость.  К тому же, за годы своего существования и развития феминистское движение всё ещё не решило множество проблем, а значит нужен способ привлечения внимания к ним.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основания феминизма в ХХ веке……..
1.1 История становления и развития феминистского движения
1.2 Понятие «гендер» и гендерная теория……………………….
Глава 2 Перформанс как способ выражения идей феминизма…
2.1 История феминистского перфоманса………………
2.2 Женская телесность в перформативных практиках (на примере перформансов Йоко Оно, Марины Абрамович и Вали Экспорт)………………………………………………………………..

Не найдено

В 1990-е гг. появляется перформативная теория гендерной идентичности. Толчком к появлению данной концепции стало переосмысление в общественных науках социальных процессов с точки зрения символических форм, в которые данные процессы были обличены. Важным понятием становится «перформатив», изначально использовавшееся в философской концепции речевых актов Джона Остина. Остин противопоставлял перформатив констативу – высказыванию, имеющему лишь функцию описания, в то время как перформатив имел функцию высказывания, использование которого становится осуществлением некоего действия. Но для успешности перформативного выражения важны соответствующие условия, которые и дают ему возможность выражать действие (быть действительным).  А эти условия устанавливаются и закрепляются путём постоянного повторения предписанных действий, а каждое последующее повторение лишь закрепляет набор данных условий.В последствии данное понятие активно вошло в феминистские исследования.  Более того, понятие перформатива удачно вписывалось в волну критики нормативной сексуальности, доказывая её перформативную природу, что хорошо соотносилось с получившей влияние (в том числе и в феминистском движении) культурой представителей гомосексуальной ориентации. Свойство перформатива не иметь ни истинного, ни ложного значения, а также его равнозначность действию стало основой в работах Джудит Батлер по теории гендерной идентичности.  Из отсутствия у перформатива истинностного значения проистекает важный постулат теории – нет истинной природы женщины или истинной природы мужчины, основывающихся на физических составляющих. Батлер отвергаются противопоставление мужского и женского, появляется отрицательное отношение к женской идентичности. Она сменяет акцент в феминистском дискурсе с проблемы репрезентации женщин на появление некоего «Я», существующего вне дискурса и акта сигнификации. Классической концепции гендерной идентичности, используемой феминистками, Батлер противопоставляет свою концепцию гендера как перформативного. Так как, согласно теории, нет мужчин и женщин с точки зрения индивидов с конкретным набором биологических данностей, пол представляется перформативным, что означает его имитируемость.