Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников средствами кино
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая база исследования опирается на работы отечественных и зарубежных учёных по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, таких как Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.С. Соловьёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и другие; по проблемам использования кино как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников, таких как А.А. Бодалев, Ю.М. Лотман, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев и другие; а также на результаты собственных педагогических наблюдений и экспериментальной работы по данной теме.Цель: изучить особенности развития духовно-нравственных качеств младших школьников средствами кино. Объект: развитие духовно-нравственных качеств младших школьников.Предмет: развитие духовно-нравственных качеств младших школьников средствами кино Гипотеза: развитие духовно-нравственных качеств младших школьников средствами кино - это предположение о том, что использование кино как одного из средств духовно-нравственного воспитания способствует формированию у младших школьников таких качеств, как доброта, честность, справедливость, гуманность, патриотизм и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КИНО
1. Анализ понятия духовно-нравственного воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе
2. Кино как средство развития духовно-нравственных качеств младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КИНО
1. Диагностика уровня развитию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами кино
1. Система педагогической работы по развитию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами кино
2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список источников и литературы
Список источников и литературы
1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. / Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конфер. // С. Дивногорцева. – Волгоград, 2019. – 216 с.
2. Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П.А. Лебедев. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. – 223 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 2018. – № 4. – С. 78-80
4. Асмолов, А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов // Новое педагогическое мышление. – М.: Логос, 2018. – 99 с.
5. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. – М.: Просвещение, 2018. – 207 с.
6. Божович, Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности: избр. псих. труды. Под ред. Д. И. Эльконина. – Воронеж, 2018. – 277 с.
7. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев // М.: Просвещение, 2018. – 216 с.
8. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. –М.: ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель», 2018. – 1268 с.
9. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов-на-Дону, 2018. – 350 с.
10. Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших школьников / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2020. – № 8. – С. 53-60
11. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации / Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 2019– 267 с.
12. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2018. – № 7. – С. 13
13. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк // Педагогика, 2019. – № 9 – С. 63-88
Для проверки этой гипотезы необходимо провести опытно-экспериментальную работу, состоящую из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. На каждом этапе необходимо использовать методы диагностики духовно-нравственных качеств младших школьников, такие как анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов творческой деятельности детей. На формирующем этапе необходимо организовать показ и обсуждение фильмов в рамках внеурочной деятельности для развития духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. При выборе фильмов необходимо учитывать интересы, возрастные особенности и потребности детей, а также соответствие фильмов целям и задачам воспитания. При обсуждении фильмов необходимо активизировать рефлексию, эмпатию, критическое мышление и творчество детей, а также формировать у них позитивное отношение к себе и окружающему миру.Цель педагогического исследования на констатирующем этапе эксперимента – выявить исходный уровень развития духовно-нравственных качеств у младших школьников.Нами был проведен ряд диагностических исследований по методикам Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки» и Г. М. Фридмана «Что такое хорошо? Что такое плохо?», И. Б. Дермановой «Закончи историю» с целью выявления уровня развития эмоционально-нравственных качеств младших школьников контрольной и экспериментальной групп.Для подтверждения гипотезы исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе МОУ Гимназии №1 г. Волгограда учащиеся 3-х классов, контрольная группа – 15 человек, экспериментальная группа – 15 человек.Результаты исследования на констатирующем этапе показали, что в экспериментальном и контрольном классах, работа по формированию духовно-нравственных качеств необходима, так как большинство детей имеют низкий и средний уровни развития эмоциональной и нравственной сфер личности.