Особенности креативности у студентов-психологов с разным статусом профессиональной идентичности
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день от выпускника Высшего учебного заведения ожидают не только академической подготовки, но и желание улучшать, модернизировать, а также повышать эффективность существующих способов выполнения профессиональной деятельности. В результате развития и становления профессионального Я происходит расширение субъектного пространства, формируется и развивается индивидуальный стиль деятельности и повышается креативность.
Важно отметить, что использование креативности в профессиональной деятельности возможно только тогда, когда сформирована позиция субъекта труда, когда человек осознает, чем он занимается, как он делает свою работу, как можно выполнить ее лучше, когда поняты и приняты профессиональные ценности, другими словами, когда сформирована профессиональная идентичность [6, с. 54].
В своих исследованиях С. Дж. Доллингер и С. К. Доллингер выявили, что студенты, у которых статус моратория идентичности и сформ
Содержание
Введение …………………………………………………………………..……3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ……....…………………………………………………………...6
1.1 Содержание креативности в психологической науке…………….…..6
1.2 Содержание профессиональной идентичности в психологической науке………………………………………………………………………....7
1.3 Взаимосвязь креативности и профессиональной идентичности …..10
Выводы по 1 главе………………………………………………………....13
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………..………….....14
2.1 Организация и описание методов исследования…………………....15
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...…19
2.3 Особенности вербальной креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности ………………..………….23
Заключение …………………………………………………………………...25
Список использованной литературы …………………………………….....26
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..….28
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. - Проблема формирования личности., под ред. Д.И. Фельдштейна. - М,: - Воронеж, 1995 г
2. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. - Экспериментальные исследования формирующего влияния среды на креативность// Психологический журнал, 1994г.
3.Кирьянова Е.Н. «Культурный шок», или Почему мы выбираем похожих сотрудников? // Управление персоналом. – 2000. - № 3. – С. 34–38.
4.Колесов Д.В. Антиномии природы человека и психология различия. (К проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) // Мирпсихологии. – 2004. – № 3. – С. 9–19.
5. Кудрявцева В.Т. - Развитие одаренности и творчества. - М,: - Дека, 2003 г., с.366
6. Матюшина М.А. Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов // Психолог. – 2020. – №3. – С.53-62.
7. Мещеряков Б., Зинченко В. - Большой психологический словарь, 2004г, с.176
8. Практикум но психологии развития / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.
9. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия; Высшая школа, 2000.
10. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 308.
11. Тимофеева Т.С., Солянкина Л.Е. Супервизия как одно из условий становления профессиональной идентичности психолога // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №1. – Т.8. – С.56.
12. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.;М.; Харьков : Питер, 2013.
13. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теории и методы диагностики. – М.: МПСИ, 2007. – 128 с.
14. Dollinger S.J. Much more than selfies: Autophotography, individuality and creativity // Cambridge handbook of creativity and personality research, 2017. – P. 323-353.
15. Dollinger, S.J., DollingerS.M., Centeno L. Identity and creativity // Identity: An International Journal of Theory and Research, 2005. – №5. – P. 315-339.
16. Сайт "Введение" URL: https://studentopedia.ru/psihologiya/vv
Взаимосвязь креативности и различных статусов профессиональной идентичности существует. Структуры взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности различаются у студентов на разных образовательных ступенях. К старшим курсам взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности становятся более сильными.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Цель работы: рассмотреть особенности проявления вербальной и образной креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности.
Объект исследования: студенты, обучающиеся по направлению «Психология» в возрасте от 18 до 24 лет.
Предмет исследования: особенности вербальной и образной креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности.
Гипотеза: проявления вербальной и обра