Анализ психологических факторов возникновения комплекса неполноценности и особенностей его проявления
ВВЕДЕНИЕ
Альфред Адлер – австрийский ученый - подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам поведения человека. Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности.
Комплекс неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как часто комплекс неполноценности влияет и на характер, и вообще на жизнь человека, мешая жить полноценной жизнью.
Комплексы наблюдаются практически у всех. Но если для одних людей они становятся стимулами к самоактуализации, то для других эти комплексы являются непроходимым барьером к достижению своих целей. Закомплекс
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПО А.АДЛЕРУ 5
1.1. Сущность комплекса неполноценности в концепции А. Адлера 5
1.2. Причины комплекса неполноценности 14
1.3. Психологические факторы развития и проявления комплекса неполноценности 16
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ 22
2.1. Понятие компенсации в теории личности А. Адлера 22
2.2 Виды компенсации 28
2.3. Образ жизни, как компенсация за комплекс неполноценности 29
ВЫВОДЫ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амбалова С.А. Социально-психологические и педагогические причины конфликтов и их влияние на нравственность ребенка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 29-31.
2. Асеева А.Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения // Научный журнал КубГАУ. 2014. №101(07). С 1-17.
3. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Преодоление конфликтов во взаи-моотношниях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 252-256.
4. Ефремкина И.Н. Исследование возрастной динамики способов психологической защиты в студенческом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 286-290.
5. Исмаилова Н. И. Индивидуально-психологические особенности лиц при инвалидизирующих заболеваниях // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 01. С. 1-9.
6. Красильников И.А. Феномен внутриличностного конфликта в социальном психоанализе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия, Психология. Педагогика. 2014. № 4.С. 68-72
7. Лобанова Н.Е. Психологическая характеристика внутрилич-ностного конфликта // Вестник Мордовского университета. 2011. вып.2 С.51-53.
8. Марцинковская, Т.Д. Психология развития: Учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
9. Маслова И.С. Коррекция депрессивного состояния как средство профилактики девиантного поведения подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 35-37
10. Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник / С.А. Минюрова. - М.: Флинта, 2016. - 480 c.
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. /редактор-составитель Д.Я. Райгородский - М.: Бахрах-М, 2011, - 672с.
12. Сидоров П.И. Синдром моббинга: Ментальная экология деструктивного профессиогенеза // Экология человека. 2013. № 6. С. 3341.
13. Соколова Э.А. Психологичес
Фикционный финализм. Адлер считал, что основные жизненные цели, ни что иное, как фикция. Их невозможно проверить и нельзя подтвердить. Для кого-то из людей цель - это не конечная точка, а бесконечный жизненный процесс. Его нельзя пощупать руками и как-то измерить. Главная фиктивная цель по мнению Адлера — это стремление человека к превосходству. Но эта жажда идеала и определяет всю жизнь индивидуума, и становится основным ее смыслом [12].
Именно Альфред Адлер указал в качестве примера своей теории известных на весь мир тиранов и полководцев: Демосфен, Сталин, Гитлер, Суворов, Наполеон. У всех этих людей имелись врожденные физические дефекты, заболевания или низкий рост.
1.2. Причины комплекса неполноценности
Ведущую роль в развитии комплекса играют особенности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, причин