Хулиганство: уголовно-правовые аспекты
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования связана с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка в настоящее время имеют большое значение для нашей страны. Общественный порядок, представляя собой основу национальной безопасности, является одним из необходимых и очень важных компонентов нормального функционирования современного государства. Однако события, сопряженные с распадом Советского Союза в начале 90-х г. XX столетия, во многом повлекли утрату позитивной активности правоохранительных органов и граждан в сфере обеспечения общественного порядка.
Дестабилизация социальных отношений, произошедшая на рубеже веков, создала серьезную угрозу экономическому, политическому и духовному развитию страны. На фоне неблагоприятных процессов, связанных с резкими изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества, возникли крайне негативные количественные и качественные тенденции преступности, представляющие опасность для граждан, собственности, общественного пор
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. Хулиганство: историко-правовые аспекты ответственности и зарубежный опыт борьбы с ним…………………………………………….14
1.1. Историко-правовые аспекты развития отечественного законодательства об ответственности за хулиганство………………………………………..….14
1.2. Зарубежный опыт уголовно-правового противодействия хулиганству……………………………………………………………………... 31
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика хулиганства по действующему законодательству Российской Федерации………………..43
2.1. Объективные и субъективные признаки хулиганства…………………....43
2.2 Характеристика квалифицированных составов хулиганства…………..52
2.3. Вопросы отграничения хулиганства от смежных составов преступлений…………………………………………………………………….77
Заключение……………………………………………………………………..98
Список использованных источников……………………………………....106
Список использованной литературы
1. Нормативные правовые акты
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2020 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//СЗ РФ. -26.01.2009. -№ 4.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
6. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50. Ст. 4848.
8. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. М.: НКЮ РСФСР, 1926. 45 с.
9. Федеральный закон: О безопасности от 28 дек. 2010 г. No 390-ФЗ (с учетом поправок от 05 окт. 2015 No 285-ФЗ) // СПС - Версия Проф. - М., 2017. - Доступ из локальной сети НЮИ (ф) НИ ТГУ.
10. Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года № 2341-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.07.2022 г.)
11. Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. № 275-З.
12. Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2022 г.)
13. Уголовный кодекс республики Армения от 29 апреля 2003 года №ЗР-528.
14. Уголовный кодекс Франции (по состоянию
Понятие: «хулиганство» как уголовно наказуемое деяние закреплено в настоящее время практически во всех УК ближнего зарубежья. Более того, законодатель этих стран использует те же аморфные признаки преступления, позволяющие безмерно расширять полномочия сотрудника правоохранительных органов по своему усмотрению, которые характерны для российского Уголовного кодекса.
2. Законодательство зарубежных стран вообще не использует термин "хулиганство". Законодатель этих стран конструирует соответствующие нормы с помощью достаточно четких и определенных критериев, указывающих на конкретное место совершения преступления, конкретную постановку цели, ущерб, причиненный в результате совершения преступления, конкретные средства или методы его совершения. Благодаря этой схеме усмотрение сотрудника правоохранительных органов значительно сокращается, что является гарантией справедливой квалификации. Кроме того, благодаря достаточно четким критериям преступлений, которые классифиц