Становление и развитие сатирической журналистики в советский период

Скачать курсовую работу на тему: "Становление и развитие сатирической журналистики в советский период". В которой систематизирован процесс развития и становления в советский период сатирической журналистики. Рассмотрено на примере журнала «Крокодил» становление в советский период сатирической журналистики.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.12.2024
Объем файла
189 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования связана с тем обстоятельством, что в современной журналистике в настоящее время можно выделить тенденцию изучения истории журналистики в целом и процесс становления и развития сатирической журналистики в советский период в частности.
Изучение жанровых особенностей журналистского текста обращает исследователя к такому приему создания текста как использование сатиры, иронии и юмора. Именно сатирические тексты стали активно создаваться в произведениях СМИ прошлого века, что отражает процесс изменения журналистских жанров. Это и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности проблемы.
Исследованием различных аспектов данной проблемы занимались Л.А. Спиридонова, С.И. Стыкалин, И.К. Кременская, М.В. Шкондин, И.О. Никулин и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть и подробно изучить основные принципы становления и развития сатирической журналистики в советский период.
Задачи исследован

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САТИРИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 5

1.1. Определение сатиры как журналистского жанра 5

1.2. Развитие советской сатирической прессы в 20-30-е гг. XX века .9

ГЛАВА  2. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САТИРИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «КРОКОДИЛ» 17

2.1. Журнал «Крокодил» как ведущее издание  советской сатиры 20-30 гг. ХХ века: история появления 17

2.2. Анализ специфики сатирического жанра в журнале «Крокодил» 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автухович Т.Е. Сатира и риторика: (Традиции сатиры ХУIII века в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина) // М.Е.Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII — XX веков/ Отв.ред. Д.Н.Николаев./ Т.Е Автухович.- М.: РАГС,1998. с. — 380

2. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики: учебное пособие. –Ростов н/Д: Март, 2006. – 120 с. 

3. Ачкасова В.А. Власть и СМИ: особенности взаимоотношений // Средства Массовой Информации в современном мире. – СПб., 2012. – 330 с. 

4. Бабюк М.И. Использование ценностей традиционного общества в системе тоталитарной идеологии // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и cредства массовой информации. – М., 2012. – С. 309. 

5. Варецкий, Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие / Б.И. Варецкий, А.С. Шилов, Н.Н. Александрова. - М.: РГСУ, 2008. - 194 c.

6. Вилъчек Л.Ш. Советская публицистика 30 — 50-х годов./ Л. Ш. Вильчек. – М.: Политиздат, 1996. – 250 с.

7. Ершов, Л.Ф. Из истории советской сатиры. М. Зощенко и сатирическая проза 20-40-х годов / Л.Ф. Ершов. - М.: Наука, 1989. - 155 c.

8. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. - 224 c.

9. Крокодил. 1922. №1. 

10. Крокодил. 1929. № 15. – 16 с. 

11. Ленин В.И. Собрание сочинений. – М.: Издательство политической литературы, 1967. – Т. 6.  – 450 с. 

12. Никулин И.О. Категории автора и динамика подходов к сатире // Медийные стратегии современного мира. 2011. – 650 с.

13. Никулин И.О. Пародии А.Г. Архангельского в советских сатирических изданиях 1920- 1930 гг. // Медийные стратегии современного мира. – Краснодар, 2010. – С. 270-271.

14. Никулин И.О. Советский сатирический журнал «Бич» и его национальные версии // Медийные стратегии современного мира. Краснодар, 2009. – С. 117-118. 

15. Распопова С.С. Журналистское творчество: теория и практика освоения : дис. … д-ра филол. наук / С.С. Распопова. — М., 2007. 

16. Спиридонова Л.А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. – М.: Наука, 1977. – 350 с. 

17. Стрельцов Б.В. Фельетон: Теория и практика жанра./ Б. В. Стрельцов. – Минск.: Видаль, 1983. – 200 с

18. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: Учебное пособие

В частности, вождь пролетариата указывал на то, что картина действительности, которая создана на страницах журналов и газет, должна помочь пролетариату «подробно познакомиться со всеми сторонами политической жизни» [Ленин, 1967: 73], со всеми сторонами «деятельности и жизни всех классов, слоев и групп населения» [Ленин, 1967:  69], с деятельностью их политических институтов. Ведь «сатира является средством воздействия… Механизм осуществляется за счет подачи явления под определенным авторским углом» [Ленин, 1967: 408]. 
По мнению В.И. Ленина, сатирический издания в частности и советские газеты и журналы в целом должны были стать рупором советского правительства, обеспечивая его зримую связь с народом. Мнение В.И. Ленина на долгие годы вперед определило отношение советского правительства к сатирическим журналам и газетам. Именно благодаря данному мнению исключительно отличным явлением в отечественной печати стала сатирическая советская журналистика.
При этом в конце 20-х годов возникает тенденция к ужесточению партийного контроля за сатирическими журналами. Это было связано с желанием партийных органов контролировать процесс деятельности данных изданий. При этом в целом сатира рассматривается как действенный способ борьбы с недостатками советской системы управления. Так,  например, возникает сатирико-юмористической газеты съезда ВЛКСМ «Подзатыльник».
К середине 30-х годов во время начинавшихся в СССР репрессий часть сатирических изданий закрывается, другая часть становится более идеологически выдержанной, подвергая