Информационный стресс состояние изученности проблемы и перспективы исследований
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время проблема информационного стресса является одной из наиболее актуальных. По данным социологического опроса американского института общественного мнения Gallup за 2020 год более 40% населения испытывают стресс в течение значительной части предыдущего дня, что на 5% больше по сравнению с 2019 годом. Рост показателей стресса обусловлен тем, что в эпоху глобальной информатизации и пандемии стресс приобретает специфическую составляющую, связанную с избыточностью, неоднородностью и интенсивностью информационных потоков. Информационный стресс проявляет себя как реакцию тревоги на воздействие информационных шумов и перегрузки ими и напротив недостаточным поступлением значимой информации.
С приходом пандемии спрос на психологическую помощь увеличился, следовательно, нагрузка на практикующих психологов так же возрастает.
Вопрос восприятия информационного стресса психологами-консультантами не изучался в достаточной степени как в России, так и за рубежом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Определение понятия информационного стресса 6
2 Теоретические подходы к пониманию феномена информационного стресса 7
3 Аналитический обзор отечественных и зарубежных концепций информационного стресса 8
Заключение 26
Список использованных источников: 27
Список использованных источников:1 Александрова А. В., Образумов Е. И. Информационная безопасность и конституционные права личности // Наука. Общество. Государство. – 2021. – № 1 (33). –C. 63-70.
2. Белов В. Г., Парфенов Ю. А., Парфенов С. А. Прогноз развития эмоционального выгорания у педагогов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – №3. – С.352–355.
3. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000.- 352 с.
4. Бодров, В. А. Развитие информационного стресса в деятельности авиационных специалистов / В. А. Бодров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики.– 2007. – № 1-1(38). – С. 24-29.
5. Буркова Л. В. Влияние глобальной информатизации на массовое сознание // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. – 2018. – № 2. – С. 28–37.
6. Введение в профессию: психолог : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Панферов, С. В. Васильева, А. В. Микляева, С. А. Безгодова ; под редакцией В. Н. Панферова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 291 с.
7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- М-СПб.: Изд-во «Питер», 2005. - 336 с.
8. Волошин В. С. Глобальное информационное пространство и безопасность экосистем /Волошин В. С., Бурко В. А. // Вестник ЗабГУ. – 2015. – № 6 (121). – С. 64–70
9. Высоцкая П. П. Информационная перегрузка и меры борьбы // Вестник санэпидслужбы Столбцовщины. – 2020. – Вып. 7.
10. Гирич В. Л. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам. / Гирич В. Л., Чуприна В. Н. – Киев, 2007.
11. Горбаткова А. Ф. Проблема информационного шума в жизни человека XXI века / Горбаткова А. Ф., Котлярова В. В. // Концепт. – 2017. – № S7. – С. 1–4.
Человек обрабатывает определенную информацию. Часть стимулов, подвергающихся обработке, он распознает как шум.
При чрезмерном накоплении информационных шумов в сознании человека он попадает в состояние информационной перегрузки.
Если негативные стимулы не прекращаются, а продолжают воздействовать на среду человека, то информационная перегрузка приводит к информационной тревоге и стрессу, которые воздействует на основные сферы жизнедеятельности человека и могут приводить к выгоранию специалиста.
Первые упоминания термина «информационная перегрузка» были замечены в 1964 году под именем Бертрама Гросса, хотя с самим феноменом перегрузки люди сталкивались с самого начала своего существования. Бертрам Гросс определяет информационную перегрузку как возникающие проблемы в принятии управленческих решений по причине переизбытка информации, на основе которой принимается решение. Позднее термин входил в обиход сильнее и дополнялся психологическими характеристиками.