Соотношение мотивации профессионального обучения и статуса профессиональной идентичности у студентов
Введение
Актуальность. Исследуемая тема актуальна, поскольку она обусловлена наличием проблем профессионального самоопределения в период обучения в высшем учебном заведении, а также наличием необходимости в анализе мотивационной сферы студентов и ее взаимосвязи с профессиональной идентичностью.
Учебно-профессиональная деятельность в процессе вузовского обучения формируется и реализуется в определенном социальном окружении, влияющем на становление, осознание и предъявление индивидом профессиональной идентичности. В процессе образования происходит формирование жизненной и профессиональной позиции человека, осуществляется реализация профессиональных намерений, формируются профессионально-дифференцирующие признаки.
В условиях все более усложняющихся социально-экономических отношений в обществе, проблема личностного и, в особенности, профессионального самоопределения привлекает к себе заслуженное внимание.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3 РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы исследования мотивации профессионального обучения и статуса профессиональной идентичности у студентов…………………………………………………………………………….
1.1. Мотивация как предмет психологических исследований…………………….6
1.2. Интерес к учебной деятельности в структуре учебной мотивации…………19
1.3. Влияние учебной мотивации на академические достижения…………........21
1.4. Общая характеристика понятия профессиональной идентичности…………23
1.5. Профессиональная идентичность студента…………………………………26
Выводы по разделу 1……………………………………………………………….27
РАЗДЕЛ 2. Организация и методы исследования……………………………28
2.1. Описание выборки исследования ………..…………………………………...28
2.2. Организация и методики эмпирического исследования мотивации обучения студентов в вузе в структуре мотивации достижения их личности ……..………28
2.3. Выявление мотивации обучения в вузе и статуса профессиональной идентичности студентов в структуре мотивации достижения их личности……31
2.4. Анализ полученных результатов………...……………………………………40
Выводы по Разделу 2……………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...44
Список используемых источников……………………………………………46
Приложения……………………………….……………………………………….51
Список использованных источников:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1978. 158 с.
2. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 14—27.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитиеумственных способностей. ВСГТУ, 2004. – 280 с.
4. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Издательский центр«Академия», 2009.- 192 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред.Д.И. Фельдштейна. М., 1995.)6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. 342 с.
7. Бондаренко СМ. Проблема формирования познавательного интересапри классно-групповом и программированном обучении (поматериалам психолого-педагогической литературы//Вопросалгоритмизации и программирования обучения/Под, ред. Л.Н. Ланды.М., 1973.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб:Питер, 2000. – 304 с.
9. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебнаямотивация студентов: их источники и влияние на психологическоеблагополучие // Вопросы психологии. 2013.№1.
10. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивацииличности. М., 1974.)11. Думенко Г.А. Учебная мотивация как показатель профессиональногосамоопределения студентов: сборник научных трудов СевКавГТУ.Серия «Гуманитарные науки». – 2007. –№4. –С. 59-61.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теории и методы изучения. Киев, 1998.
13. Канаева Н.А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и еёвлияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. —2010. —№4. —С. 271-273.
14. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.Ростов-на-Дону, 1996
15. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика: справочно-энциклопедическое издание. –М.: ПерСэ, -2007. – 464с.
Нельзя забывать, что на учебнуюмотивацию влияет то, на каком курсе обучается студент, по какойспециальности, на каком факультете. В этот период человек стремитсяочертить свои жизненные планы, что, как правило, проявляется черезполучение образования, освоение профессии [4].
Период студенчества характеризуется преобразованием мотивационно ценностных ориентаций. Помимо этого также формируются специальныеспособности. В этот период жизни человека проявляется стремление ксближению с себе подобными, актуализируются вопросы экзистенциальногохарактера, такие как поиск жизненного смысла, формируются взгляды насвое будущее и т.д. [22].