Формирование безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся 2-3 классов
Введение
Обеспечение сохранения здоровья и жизни подрастающего поколения является основной целью и главной задачей общества. В условиях городской среды и современного образа жизни особенно важно ознакомить младших школьников с правилами безопасного поведения в повседневной жизни. Для учителей и социальных педагогов наиболее трудной задачей является передача детям разнообразной информации о безопасности, так как компетенция в этой области имеет прямое отношение к сохранению жизни и здоровья детей.Необходимо учесть и тот факт, что с каждым годом количество происшествий в повседневной жизнедеятельности увеличивается в связи с рядом факторов: увеличение количества автомобилей на дорогах, участок пожаров в домах, нарастание криминальных ситуаций, а также устойчивое число чрезвычайных ситуаций, связанных с газом, водой и электричеством. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников, так как статистика показывает высокий процент пострадавших детей в возрасте от 7 до 10 лет. Поэтому, для учителей важно преподавать правила безопасного поведения в повседневной жизни, чтобы сохранить здоровье и безопасность детей.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глава 1 Теоретические основы формирования безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности социальным педагогом у обучающихся 2-3 классов……………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие «безопасное и ответственное поведение»……………………….…6
1.2 Роль социального педагога в формировании безопасного поведения учащихся 2-3 классов …………………………………………………….…….9
1.3 Особенности формирования навыков безопасного поведения
младших школьников в учебной деятельности………………………………..13
2. Глава 2 Практические основы деятельности социального педагога……...17
2.1 Деятельность социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений с учащимися «группы риска»..…………… ……………......17
2.2 Рекомендации по формированию безопасного поведения учащихся 2-3 классов……………………………………………………………………...…….21
2.3 Разработка и реализация программы дополнительного образования «Безопасное поведение везде и во всем»………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы……………………….…..28
Приложение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников и литературы
Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988, С. 336
Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб., 2002., С.271Бочарова В. Г. Социальная педагогика. - М., 1994., С.300Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988., С.36 Веракса, Н. Е. Детская психология. / Н. Е. Веракса. – Москва ,2020., С. С. 445
Вяткина, А. В. особенности организации учебной деятельностипо основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе //Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статейXII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. –Пенза, 2021., С.179Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает // Начальная школа. 1996., С.54Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников // Начальная школа. – 1993, С.57 Иванова, М. Г. Безопасный образ жизни как предмет исследования в психологии / М. Г. Иванова // Психологическая наука и образование. – Москва, 2016., С.101Игнатова С.В. Учим правила дорожного движения: наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников. Москва:Ювента, 2013., С. 108
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 24 с.
Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности вшколе: возможности, проблемы и перспективы / Г. А. Костецкая. – Москва: «Новые технологии», 2016., С.145Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. - М., 2002., С.265Кузьмина Т.А. Мельникова Т.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении. Волгоград. «Учитель», 2006., С.156Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. /И. Ю. Кулагина. – Москва : 2019., С. 174
В школе осуществляется отдельное направление работы социального педагога, связанное с обеспечением безопасности детей и профилактикой травматизма среди них. К сожалению, травмы среди детей происходят довольно часто, и большинство случаев можно объяснить недостаточными знаниями ребенка о правилах безопасного поведения и недостаточным вниманием взрослых. Нарушение законов, несоблюдение здорового образа жизни и растущая беспризорность детей также вносят свой вклад. По официальным данным, в стране насчитывается около 2,5 миллиона беспризорных детей, но эксперты уверены, что их число значительно превышает эту цифру. Увеличение количества беспризорных детей приводит к росту числа заболеваний и правонарушений .Около двух миллионов детей не получают образование в школе, более полу миллиона из них являются сиротами, хотя и имеют живых родителей. В неполных семьях, где дети воспитываются только одним родителем, в пять миллионах случаев это мать, а в 400 тысячах - отец. Только 10-15% школьников можно считать практически здоровыми. Растет количество детей и подростков, страдающих нервнопсихическими расстройствами, задержками развития ума и речи. Использование табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ постоянно растет, причем все эти явления значительно молодеют и связаны с детством, семьей, социальной средой и, прежде всего, со школой. В связи с этим школа должна решать комплексную задачу по созданию условий для безопасности учебы и отдыха, а также профилактике правонарушений среди детей и подростков для успешной профилактики травм. Школа и семья должны вместе формировать у ребенка понятия морали и нравственности, а также прививать ему чувства любви, уважения и доброжелательности к окружающим людям. Важно учить ребенка уважать себя и противостоять негативным влияниям социальной среды, дабы выработать его стойкий психологический иммунитет .