Совершенствование технологического процесса ремонта и обслуживания рулевого управления автомобилей КамАЗ на базе ООО «Витес», г. Самара
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью данной выпускной квалификационной работы является то, что грузовые автомобили марки КамАЗ всегда являлись лидерами по продажам как на первичном рынке, так и на вторичном рынке. Следовательно, спрос на услуги по техническому обслуживанию и ремонту данных грузовых автомобилей на территории Российской Федерации был, есть и будет всегда. Из-за нестабильной внешней политической обстановки и рядом санкций, направленных против нашей страны, спровоцировал уход известных европейских брендов грузовых автомобилей, что в свою очередь образовался дефицит новых грузовых автомобилей. Соответственно, автомобильный завод «КамАЗ» начал усиленно закрывать потребности как частных лиц, так и крупных автомобильных парков. Исходя из этого, потребность в обслуживании рулевого управления и всего автомобиля в целом никуда не делась. Совершенствование технологического процесса технического обслуживания и ремонта рулевого управления поможет увеличить прибыль предприятий, специализировавшихся на этом. Ведь рулевое управление является одной из важных систем грузового автомобиля от которой зависит безопасность дорожного движения.
ВВЕДЕНИЕ 7
1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 8
1.1. Анализ деятельности предприятия ООО «Витес» 8
1.2. Системный анализ конструкции автомобиля КамАЗ-6520 10
1.3. Анализ факторов, влияющих на снижение работоспособности рулевого управления 16
1.4. Структуризация возможных неисправностей рулевого управления 17
1.5. Анализ базового технологического процесса диагностики и ремонта рулевого управления 20
1.6. Анализ оборудования, оснастки и инструмента, используемых на предприятии 24
1.7. Оценка эффективности использования оборудования 26
1.8. Формулирование проблем и постановка задач проектирования 29
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 30
2.1. Литературный обзор и патентная проработка по выявленным проблемам 30
2.2. Разработка технологического процесса ремонта и технического обслуживания рулевого управления 36
2.3. Обеспечение качества процесса ремонта 38
2.4. Обоснование выбора необходимого оборудования методом анализа иерархии 38
2.5. Технологический расчет участка, выбор планировки 45
2.6. Размещение оборудования 46
2.7. Разработка технологической карты 47
2.8. Расчет производственной программы, трудоемкости работ и штатов производственного персонала 48
2.9. Оценка эффективности работы предприятия с учетом разработанных решений 50
2.10. Обеспечение безопасности труда при выполнении работ 54
3. РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 56
3.1. Расчет и конструирование приспособлений, необходимых для совершенствования технологического процесса ремонта рулевого управления 56
Вывод 58
4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 59
4.1. Выявление и анализ существующих факторов, создающих проблемы обеспечения экологического нормативов 59
4.2. Разработка мероприятий по обеспечению экологических нормативов 61
5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 63
5.1. Расчет капитальных вложений и текущих затрат для реализации проектных решений. 63
5.2. Оценка окупаемости проекта 65
Выводы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Овчинников, В.П., Нуждин, Р.В., Баженов, М.Ю., Технологические процессы диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей: Учебное пособие / Владимирский государственный университет: 2007. – 285 с.
Нормативно-техническая документация
ГОСТ ISO 898-1-2014. «Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей».
ГОСТ Р 50511- 93. «Колеса из легких сплавов для пневматических шин».
ГОСТ Р 52899-2007. «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов».
Федеральный закон от 14.07.2022 №239 «О проведении эксперимента по установлению социального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогооблажения»».
Интеллектуальная собственность
Пат. 42 496 Российская Федерация, МПК B62D 17/00. Устройство для регулирования угла схождения колес автомобиля / Хинальский К.П.; патентообладатель Хинальский Константин Петрович – 2004125333; заявл. 18.08.2004; опубл. 10.12.2004, Бюл. №34 – 7 с.
Пат. 131 870 Российская Федерация, МПК G01M 17/013. Устройство измерения углов схождения и развала колес автомобиля / Бандаевский Г.И., Бердникова Р.Г., Подшивалова Н.В.; патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный аграрный университет – 2013115542; заявл. 05.04.2013; опубл. 27.08.2013, Бюл. №24 – 10 с.
Пат. 103 399 Российская Федерация, МПК G01B 5/24. Устройство для определения угла схождения колес автомобиля / Долгушин А.А., Гайдуков И.С., Курносов А.Ф.; патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный аграрный университет – 2010139762/28; заявл. 27.09.2010, опубл. 10.04.2011, Бюл. №10 – 8 с.
При необходимости или для контроля выполняют общую проверку рулевого управления с помощью специального оборудования – люфтомеров. Наиболее широкое распространение получили люфтомер механический К 524 и электронный ИСЛ-401 (Россия).Механический люфтомер К 524 состоит: из верхнего и нижнего раздвижных кронштейнов, приставляемых к ободу рулевого колеса упорами; передвижной каретки, стягивающей направляющие стержни кронштейнов с помощью зажима; угломерной шкалы, устанавливаемой на оси зажима каретки с возможностью поворота рукой и самоторможения (при снятии усилия) за счет фрикционной (резиновой) шайбы; резиновой нити, натягиваемой с помощью присоса от зажима каретки к лобовому стеклу автомобиля и играющей роль указательной стрелки угломерной шкалы; нагрузочного устройства, представляющего собой пружинный динамометр двухстороннего действия.Метод измерения суммарного люфта рулевого управления, выполняемого одним оператором, заключается в определении угла поворота рулевого колеса по угловой шкале люфтомера между двумя фиксированными положениями, определяемыми приложением к нагрузочному устройству поочередно в обоих направлениях одинаковых усилий, регламентируемых в зависимости от собственной массы автомобиля, приходящейся на управляемые колёса.Электронный люфтомер ИСЛ-401 предназначен для измерения суммарного люфта рулевого управления легковых и грузовых автомобилей, автобусов методом прямого измерения угла поворота рулевого колеса относительно управляемых колес. Основное отличие прибора ИСЛ-401 от механического люфтомера – наличие датчика, фиксирующего начало поворота колеса, а не усилие поворота, определяемого динамометром.