Теоретические представления о влиянии предметных картинок на развитие лексико-грамматической стороны речи детей-билингвов дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма. Двуязычным, или билингвом считается человек, более или менее постоянно пользующийся в жизни двумя языками. Наиболее характерным типом билингвизма в России является национально-русский язык, который усваивается как путем обучения, так и непосредственным общением с русскоязычным населением. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения [8].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК…………………………………………………………………… 6
Сущность билингвизма……....................................................................... 6
1.2 Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе……….. 10
1.3 Особенности развития лексико-грамматической стороны речи детей-билингвов дошкольного возраста….……………………...……………….. 21
1.4 Понятие «предметные картинки»: определение, значение для развития речи детей…………………………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................. 27
2.1 Характеристика методов и средств диагностики лексико-грамматической стороны речи детей-билингвов дошкольного возраста…. 27
2.2 Использование предметных картинок в развитии лексико-грамматической стороны речи детей-билингвов дошкольного возраста…. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврорин, В.А. Проблемы Изучения Функциональной стороны языка \ В.А, Аврорин. – М., 2000. – 276 с.
2. Акуленко, В.В. Вопросы интернационализмы и методы их изучения \ В.В. Акуленко \\ Вопросы языкознания. – 1976. - №6. – 50-63 с.
3. Ахунзянов, Э.М. Морфологическая интерференция в условиях русско-татрского двуязычия. \ А.Э. Ахунзянов. – М., 2013. – 61 с.
4. Бертагаев, Т.А. К вопросу взаимовлияния языков: Взаимодействие и взаимовлияние языков народов СССР \ Т.А. Бертагаев. – М., 1969. – С. 56.
5. Блумфилд, Л. Язык \ Л. Блумфилд. – м.: 2019. – 516 с.
6. Блягоз, З.У. Проблемы заимствования в адыгейском литературном языке \ З.У. Блягоз \\ Филологический вестник АГУ. – 2001. №2 – 78-81 с.
7. Болдинова, О.Г. Развитие лексики у дошкольников с билингвизмом / О.Г. Болдинова, Д.М. Кантышева // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — №70–1. — 67–70 с.
8. Вайнрайх, У. Языковые контакты: Состояние и перспективы исследования \ У.Вайнрайх. – Киев, 2017. – 3 с.
9. Вежбицка, А. Язык. Культура. Познание. \ А. Вежбицка; Под ред. М.А. Кронгауз. – М.: Русские словари, 1996. – 264-265 с.
10. Верещагин, Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) \ Е.М. Верещагин. – Москва: Изд.-во МГУ, 2005. – 22-23 с.
11. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова.—Санкт-Петербург: Детство, 2014. — 130 с.
12. Гавранек, Б.О. О проблематике смешения языков \ Б.О. Гавранек \\ Новое в лингвистике. Сб. науч. тр. – Москва, 2006. – 32-38 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов.— Москва: АРКТИ, 2014. — 168 с.
14. Гумбольдтфон, В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества: Избранные труды по языкознанию \ В. фон Гумбольдт. – М. 2006. – 318 с.
На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении.
В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой, неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова.
Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями – ы -, - и - (фонетически всегда -и- по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием -у- (кису, куклу), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием -ы- (нет кисы), окончание -е- для обозначения места (толе вместо на столе ), при этом предлог не употребляется.