Свобода журналистской деятельности
ВведениеАктуальность темы. Свобода и независимость средств массовой информации является основной задачей любого демократического общества. Это обусловлено тем, что именно средства массовой информации способны обеспечить обратную связь между властью и народом. В современном мире знать свои права необходимо, также как и законы. Часто журналист попадает в такие обстоятельства, когда он может действовать уверено, проявив свой профессионализм, только если он знает свои правовые возможности.
Объект исследования — политическая и экономическая независимость в СМИ.
Предмет исследования —
- Конституция Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Иные нормативные акты российского законодательства о СМИ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Свобода журналистской деятельности 6
1.1 Понятие и значение свободы для демократического общества 6
1.2 Условия экономической и политической независимости СМИ 10
1.3 Политические и экономические факторы свободы СМИ 13
Глава 2. Анализ независимости канала «Медуза». 23
2.1 Общая характеристика канала. 23
2.2. Анализ политической и экономической независимости канала «Медуза». 26
2.3 Анализ закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». 28
Заключение 32
Список литературы 33
Список литературыКонституция Российской Федерации: Принята всенародным Голосованием 12 Декабря 1993г. // Российская Газета. -1993. - 25 Декабря.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 4. От 18.12.2006 № 230-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 24.11.2006. (Действующая Редакция от 01.09.2013). // Режим доступа: http://www. consultant.ru.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 25. - 29.06.2013.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.07.2013) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Библиотечка Российской газеты. - № 8. – 2005.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Грушин Б.А. Массовая информация в советском промышленном городе. - М., 1980.
Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 2007.
Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. (Учебное пособие). / Под редакцией Я.Н. Засурского. - М., Изд-во МГУ, 1999. - 304с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 416с.
Головистикова А.Н. Трактовка свободы как важнейшего принципа права. // Адвокат - № 7. - 2006.
Дынник В. Татарстан остался в числе самых читающих регионов России // Казанские ведомости. - № 4. - 15.01.2014.
Ненашев М. Независимость СМИ: иллюзии и реальность // Журналист. - №4 - 2008.
Чикин Б. Свобода СМИ. // ТелеЦЕНТР. - №2. - 2006.
Уже на начальном этапе, при подготовке к выпуску газеты или журнала, организации теле- и радиостанции, создании агентской службы информации нужны значительные «стартовые» затраты - на помещение, оборудование аренду каналов связи, зарплату сотрудникам и т.д.
Существуют разные источники средств.
Во-первых, учредитель СМИ должен либо располагать соответствующими возможностями и средствами, либо получить необходимые кредиты (если, разумеется, учреждающая государственная, общественная, коммерческая или другая организация или частное лицо пользуются доверием в финансовых учреждениях).
Если у организации или лица, стремящегося учредить какое-то СМИ, нет материальных условий для этого, возникает проблема поиска состоятельного соучредителя или спонсора. Часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.