Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками
ВВЕДЕНИЕ
Организация психолого-коррекционной работы с обучающимися в младших классах – один из важнейших аспектов на пути их развития и воспитания. В данной курсовой работе рассмотрим факторы, влияющие на формирование личности младшего школьника, основные подходы к психокоррекционной работе и инструменты, используемые при ее организации.
Важной составляющей современной концепции воспитания является реализация профилактического принципа деятельности, направленного на всестороннее развитие личности ребенка. Наличие этой базовой схемы, понимания формирования личности человека, заключается в правиле подкрепления среднего возраста - психических новообразований, возникающих на разных возрастных ступенях, которые необходимы для разностороннего воспитания ребенка. Но если возможность возникновения возрастных новообразований не реализуется на первом этапе установления личности ребенка, то в этом случае возникает потребность в психологической работе на более позднем возрастном этапе.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 7
1. Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками. 7
2.Особенности профилактики и психокоррекции повышенной тревожности у детей 18
3. Вывод к первой главе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 24
1. Психокоррекционная программа, направленная на преодоление проблем обучения у младших школьников 24
2. Методические рекомендации по организации диагностической и коррекционной работы в школе 36
3. Вывод ко второй главе 40
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВОсновная литература:
Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова.-М.,2001.-319с.
2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Проспект, 1999. – 199с.
3. Ануфриев, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / С.Н. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997.
4. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учеб. Пособие [Текст] / В.Г. Асеев. – Иркутск.: ДРОФА, 1999.-456 с.
5. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. –М., 1999.
6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.,1998.- 298с.
7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. – СПБ., 1999.
8. Венгер, А.В. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Текст] / А.В. Венгер. – М – Рига.: педагогический центр «Эксперимент», 2000.
9. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М., 1991.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.,1997.
11. Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст] / И.В. Дубровина. – М.,1975.
12. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение,1991. – 303с.
13. Загвязинский, В.И. Теория обучения современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Завед. [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192с.
14. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. – М.: Просвещение,1994.
15. Игумнов, С. К. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.К. Игумнов. – М.,2001.
16. Колмогорова, А.С. Особенности становления психической культуры младших школьников [Текст] / А.С.Колмогорова. – М.,2001.
Важно подчеркнуть, что большинство психоактивных действий предназначены для снятия тревоги. Подростки младшего возраста в зависимости от различных ситуаций испытывают страх. Напрмер, страх не уложиться в срок, опоздать, не поступить в этом случае никак, клеймо или штраф и т. д.
Психотерапия для эмоционально-волевого формирования обычно проводится больше у подростков младшего возраста, которые отнесены к «группе риска».
Изучение психотерапевтической деятельности с детьми школьного возраста выявило основные глубинные тенденции стопроцентная ориентация; Затем эмоционально-волевая зона - 95% и далее - 86% коммуникабельность. К сожалению, в анализируемых проектах мало внимания уделяется работе по управленческой концепции ценностной ориентации, смысла существования, мировоззренческих установок и развития видений. Мало интереса проявляют к формированию способностей к саморегуляции, самоконтролю, саморазвитию и самоактивации.