Торги по банкротству проблемы правового регулирования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из наиболее востребованных инструментов для удовлетворения требований кредиторов является институт несостоятельности (банкротства). О ежегодном приросте совокупной задолженность юридических и физических лиц, признанных банкротами, свидетельствует статистика Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, согласно которой в 2022 году она увеличилась по сравнению с предыдущим годом в 1,3 раза - до 2,1 трлн рублей.
По своей сути квинтэссенцией процедуры несостоятельности (банкротства) является реализация имущества должника в форме торгов.Многочисленные изменения в правовом регулировании отношений, связанных с организаций и проведением торгов в процедурах несостоятельности (банкротства), свидетельствуют о том, что законодатель до настоящего времени находится в поиске эффективного и сбалансированного механизма продажи имущества должника, в том числе порядка организации и проведения торгов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Правовое регулирование торгов при несостоятельности (банкротстве)……………………………………………………………….. 8
Понятие торгов в гражданском законодательстве…………….. 8
Основные характеристики торгов при несостоятельности (банкротстве)….…………............................................................ 16
Глава 2 Отдельные проблемы правового регулирования торгов при банкротстве ……..………………...……………………………...………… 23
Право контролирующих лиц влиять на процедуру торгов при банкротстве…………………………………………………… 23
Влияние отношений экономической зависимости на процедуру торгов при банкротстве ……..…………….. 26
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Российская газета. 1994. №238–239.
Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2002. №209–210.
Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. №162.
Приказ Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (ред. от 28.10.2020) «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России».
Диссертации и авторефераты диссертаций
Балакин В. В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России: автореферат. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2004.
Беляева О. А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: автореферат дис. … докт. юрид. наук.
Волков К.Н. Торги как способ заключения договора: автореферат дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
Гатаулина Л.Ф. Правовое регулирование организации и проведения торгов: автореферат дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
Горбашев И.В. Особенности несостоятельности (банкротства) корпоративных групп на основе материальной консолидации: сравнительно-правовое исследование: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2022
Ершов Д.В. Организация и проведение торгов в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства): дис. … канд. юрид. наук.
Выше нами было указано, что в числе участников торгов при банкротстве в широком их понимании являются в том числе контролирующие должника лицу, то есть лица, имеющие или имевшие не более чем за три года, предшествующие возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (п. 1 ст. 61.10 Закона о банкротстве).Нам представляется заслуживающим внимания вопрос о том, насколько указанные лица вправе вносить свои предложения и корректировки в положение о торгах, а также обладать иными правами, связанными с торгами при банкротстве.По нашему наблюдению права контролирующих должника лиц в существенной степени были расширены в 2021 году.В частности, Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалобы гр. Н.Е. Акимова указал, что наличие нормативного регулирования, позволяющего привлечь контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, свидетельствует о необходимости обеспечения этих лиц и надлежащими средствами судебной защиты .В том же году Верховным Судом РФ в рамках дела о банкротстве ООО «Финансовая компания «Присцельс» отмечено, что на правовое положение контролирующего лица, в связи с этим влияют два ключевых обстоятельства: 1) совокупный размер требований кредиторов к должнику и 2) объем конкурсной массы. Разница между двумя названными величинами и составляет размер ответственности контролирующего лица. Соответственно, контролирующему лицу должны быть предоставлены полномочия тем или иным образом влиять на две указанные величины, так как они ему объективно противопоставляются .