Правовая характеристика формы правления в современном мире
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование любого современного государства в определенной степени связано с поиском оптимальной модели организации государственной власти.Современная юриспруденция в самом общепризнанном виде рассматривает форму правления как один из важнейших элементов формы государства, характеризующий порядок формирования и функционирования высших органов государственной власти. Так, в одном из юридических словарей форма правления определена как комплексный конституционно-правовой институт, включающий в себя структуру и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.Форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие в результате правовых норм, закрепляющих форму правления.Предмет исследования составляют правовые нормы, закрепляющие формы правления в современных государствах.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.. 5
1. Подходы к определению формы правления. 5
1.2. Основные формы правления. 6
2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 13
2.1. Федеративная республика Германия. 13
2.2. Армения. 16
2.3. Швейцария. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 26
Список литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Республики Армения. 06.12.2015. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.04.2020) // Официальный интернет—портал правовой информации http // www.pravo.gov.ru 04.07.2020.
Основной закон Федеративной Республики Германия (Вместе с <Извлечением из Конституции Веймарской республики от 11.08.1919>) (Принят 23.05.1949) (с изм. и доп. от 29.07.2009) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
Литература
Bundesverfassung der SchweizerischeEidgenossenschaft. Bern. Bundeskanzlei, 1996.
NeuereschweizerischeVerfassungsgeschichte. IhreGrundlinienvom Ende der AltenEidgenossenschaft bis 1848. Berne: Verlag , 2004.
Балаян Г.К. Конституционное реформирование субъектов государственного контроля в Республике Армения / Г.К. Балаян // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 3. - С. 73.
Гаджиев Г.Д. Сравнительный анализ Конституции ОАЭ и Основного закона ФРГ / Г.Д. Гаджиев // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 7. - С. 66 - 70.
Гелиева И.Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России / И.Н. Гелиева // Общество и право. - 2013. - № 1. - С. 44.
Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее / О. Зазнаев // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - № 4. - С. 57.
Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: политико-правовой анализ: Дис. ... д-ра юрид. наук. / О.И. Зазнаев.- Казань, 2006. - С. 235, 243 - 249.
Золотухина Н.М. Средневековые мыслители России о форме правления / Н.М. Золотухина // История государства и права. - 2014. - № 14. - С. 8.
Избирательное законодательство и выборы в современном мире. Европейско—Азиатский регион / В. Чуров; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Вып. 4. М., 2015. - С. 474.
Отдельное внимание в сфере разграничения полномочий между федерацией и землями ФРГ следует уделить ст. 70, в соответствии с ч. 1 которой земли обладают законодательными полномочиями в той степени, в которой они не отнесены Основным законом к полномочиям федерации. Исходя из данной нормы для земель действует принцип так называемой остаточной компетенции. Однако ч. 2 этой же статьи предусмотрена конкурирующая законодательная компетенция, которой обладают земли тогда и в тех пределах, в каких федерация не реализовала свою законодательную компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 72 Основного закона ФРГ. Последующими статьями Основного закона подробно указаны сферы общественной жизни, которые отнесены к сферам исключительной или конкурирующей компетенции.Деятельности судов и осуществлению правосудия в Основном законе ФРГ также уделено особое внимание, соответствующие положения выделены в отдельный раздел 9.В соответствии со ст. 92 Основного закона ФРГ судебная власть осуществляется только судами, указанными в законе. К таковым относятся Федеральный Конституционный Суд, Верховный Федеральный Суд, федеральные суды, создание которых предусмотрено федеральным законодательством и законодательством земель. Особый интерес представляет довольно подробное описание деятельности Федерального Конституционного Суда, условия вынесения его решений закреплены в ст. 93 Основного закона ФРГ. А положения относительно состава Конституционного Суда и ограничений для его членов приведены в ч. 1 ст. 94 Основного закона ФРГ, где помимо прочего указано, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством, что означает отнесение к компетенции федерации[8. С. 67].