Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: понятие и виды
Введение
Актуальность изучения уголовно-правовых элементов правонарушений, не имеющих прямого отношения к нарушению правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, обусловлена следующими обстоятельствами.
Транспорт отвечает потребностям общества в пространственном перемещении грузов, пассажиров и багажа. В то же время выполнение этой наиболее социально и экономически важной функции было и остается деятельностью, связанной с увеличенной степенью опасности для других. Кроме того, негативным следствием технического прогресса в транспортной отрасли является увеличение количества аварий.
Приоритетной задачей государственной политики в области транспортной безопасности является защита людей от негативных последствий, вызванных функционированием транспорта, в том числе законными средствами.
Отсутствие научных исследований, специально посвященных преступлениям, которые напрямую не связаны с нарушениями безопасности дорожного движения и правил эксплуат
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за автотранспортные преступления.....................................................................5
1.1. Понятие и виды автотранспортных преступлений по российскому законодательству...............................................................................................5
1.2. Исторический анализ уголовной ответственности за автотранспортные преступления в России.......................................................9
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.......................................14
2.1. Уголовная ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 266 и 268 УК РФ.....................................................14
2.2. Уголовно-правовая характеристика действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств............................................21
Заключение............................................................................................27
Список использованных источников...................................................29
Список использованных источников
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
2. "Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // "Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 591.
3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 81.
4. Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 17. Ст. 2028.
5. Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 1 (Часть I). Ст. 27.
6. Указ Президиума ВС РСФСР от 19 июня 1968 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1968. № 26. Ст. 1010.
7. Указ Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1985 г. № 1524-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1985. № 40. Ст. 1398.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 2.
9. Приговор мирового судьи судебного участка г. Усолье-Сибирское Усольского района Иркутской области от 10 сентября 2018 г. // СПС «КонсультантПлюс».
10. Приговор Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 февраля 2020 г. по делу № 1-71/2020. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).
11. Модельный закон о безопасности на транспорте [Электронный ресурс]: постановление на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31 октября 2007 г. № 29-9 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Алексеев Н.С. Транспор
В 2019 была возвращена ответственность за оставление дорожно-транспортного происшествия, но никак самостоятельный вид посягательства, а как квалифицированный и особо квалифицированный составы ст. 264 УК РФ.
Помимо этого в 2014 г. была восстановлена ранее существовавшая по УК РСФСР 1960 г., о чем говорилось выше, ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения при наличии признака административной преюдиции. Она была закреплена в ст. 264.1 УК РФ.
Последние изменения в уголовное законодательство, касающиеся видов автотранспортных преступлений, были внесены 30 декабря 2021 г. В УК РФ включена ст. 264.2 УК РФ, как и ст. 264.1 УК РФ с признаком административной преюдиции.
Таким образом, по итогам анализа вопросов, изложенных в настоящей главе, необходимо сделать следующие выводы:
Вопрос о понятии и видах авто