Цифровизация образования: опыт и направления развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Всем известное высказывание на стенах Стелленбосского университета "крах образования - это крах нации" напоминает всем о роли образования в любом обществе. Современные цифровые технологии должны служить помощниками преподавателям и ученикам, студентам и слушателям в освоении и совершенствовании знаний с целью их практического применения или дальнейшей научной разработки теоретической составляющей данного направления.
В последнее время использование цифровых технологий в образовании становится все более востребованным и необходимым. Большей популярностью пользуются дистанционные формы обучения. С развитием новых цифровых технологий классическое образование теряет свои позиции и приобретает другие формы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты цифровизации образования в условиях диджитализации6
1.1 Этапы становления процессов цифровизации образования в России и за рубежом6
1.2 Цифровые ценности образования в эпоху цифровой трансформации экономики в Российской Федерации15
1.3 Опыт развития процессов цифровизации образования в зарубежных странах...21
Глава 2. Анализ опыта и направлений развития цифровизации образования в России32
2.1 Анализ цифровой образовательной среды в рамках государственных и федеральных программ32
2.2 Оценка опыта развития процессов цифровизации образования в Российской Федерации44
2.3 Вызовы цифровизации образования на современном этапе58
Глава 3. Основные направления развития процессов цифровизации образования65
3.1 Современные тренды цифровизации образования65
3.2 Перспективные цифровые технологии в образовании в России72
3.3 Развитие ресурсной базы применения цифровых технологий в образовании как инструмента трансформационных изменений80
Заключение85
Список источников и литературы87
Приложение94
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 29.12.2023 г.).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149- "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ФЗ (ред. от 30.12.2021)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/2fe6eb6774cbaae1a62e4c317f27a1350b504280/
3. Указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р "Цифровая экономика Российской Федерации" С. URL: http://static.government.ru/media/files/9 gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR 7M0.pdf.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. № 3427-р " Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации".
6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 01.12.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
7. Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 №504 "О продлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации сроков исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов, грантов в форме субсидий) из федерального бюджета".
8. Протокол заседания комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» г. Москва от 08.12.2022 г. № ДА/4883-пр
9. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 72 с. 106
10. Бесхмельницын М.И., Рогачев С.В., Заточная А.Д., Иванов А.В., Кононкова Н.П., Мерзликин Н.В., Сащенко Н.П., Сигарева Е.П. Цифровизация: завтра началось вчера. – М.: ФНИСЦ РАН; Изд-во «Проспект», 2020. – С. 16-17.
Стратегическое направление утверждено до 2030?г. и охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2023?год?- 39,5%, 2024?год?- 40,8%, 2030?год?- 100%.