Особенности представлений о будущем в подростковом возрасте
Введение
В условиях динамически развивающейся экономики нашего государства, особенно остро стоит вопрос психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения современных подростков, так как данный аспект играет ключевую роль в дальнейшем развитии личности обучающихся, а в частности, в строительстве их траектории после школьного образования и следующего за ним трудоустройства.Процессы самоопределения современной молодежи отличаются сложным, противоречивым и длительным характером, данные характеристики относятся в особенности, к тем подросткам, которые живут и обучаются в школе в условиях моногорода. Самоопределению таких молодых людей требуется психолого-педагогическое сопровождение. Уже на этапе школьного обучения существует необходимость специально организованной психолого-педагогической поддержки школьников в таких серьезных аспектах, как: жизненное, профессиональное и социальное самоопределение. Не подлежит сомнениям тот факт, что профессия человека является определяющим фактором для его образа жизни, а образ жизни, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на выбор профессии, иными словами, место проживания играет серьезную роль для подростков при выборе ими своего будущего.
Оглавление
Введение. 3
1. Теоретические подходы к диагностике представлений о будущем современных подростков, проживающих в моногороде. 5
1.1 Особенности представлений о будущем в подростковом возрасте. 5
1.2 Психологические особенности подростков, проживающих в моногороде 16
1.3 Методики изучения особенностей представлений о будущем современных подростков, проживающих в моногороде. 23
Заключение. 34
Список литературы.. 35
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Башкова, С. А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / С. А. Башкова. - М., 1999. - 152 c.
3. Белинская, Е. П. Представления подростков о своем социальном будущем / Е. П. Белинская, И. В. Куликова // Мир психологии. - 2000. - № 4. -С.135-147.
4. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. - М.: Просвещение, 1989. - 310 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
6. Большой психологический словарь / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Академия, 2004. - 605 с.
7. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1980. - 320 с.
8. Гинзбург, М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дисс. ... доктора психол. наук / М. Р. Гинзбург. - М., 1996. - 110 с.
9. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. -
С.24-29.
10. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
11. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 554 с.
12. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. - 365 с.
13. Донцов, А. И. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии / А. И. Донцов, Емельянова Т.П. - М.:
Просвещение, 1987. - 427 с.
14. Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин. - М.: Прогресс, 1967. - 390с.
15. Ефимкина, Р. П. Детская психология / Р. П. Ефимкина. - Новосибирск: НГУ, 1995. - 310 с.
С позиции социализации, период подросткового возраста является одним из ключевых периодов в развитии личности, это можно объяснить тем, что данный временной промежуток в жизни взрослеющей личности, связан с непрерывным процессом осуществления выбора. Так как именно в этот период идут процессы интенсивного принятия жизненно важных решений, предполагающие выражение личностной активности, опосредуя и детерминируя процессы самоопределения личности.Л. И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с внутренней позицией взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Она рассматривает самоопределение как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о самом себе, подразумевается и нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования [5, с.18].М. Р. Гинзбург в своей работе убедительно доказывает, что «личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее» [9, с.24].В. Л. Лебедева характеризует жизненное самоопределение необходимостью выбора старшеклассником ценностей, принятых в различных сферах данного общества: предстоит выбрать профессию, найти себя в общественно-политической жизни, определить позицию по отношению к нравственным ценностям, выбрать спутника жизни [22, с.39].Наделяя самоопределение признаком, указывающим на связь с определенными сферами жизнедеятельности и отношений, выделяют жизненное, социальное, профессиональное, религиозное, нравственное и другие виды самоопределения. Особое место в психологических исследованиях занимает профессиональное самоопределение. А. М. Кухарчук и А. Б. Ценципер пишут, что «самостоятельный выбор профессии, осуществленный в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии, следует назвать профессиональным самоопределением» [21, с.7].