Профилактика эмоционального выгорания личности социальных работников
Введение
Тема настоящей работы посвящена вопросу профилактики профессионального выгорания социальных работников. Профессия социального работника как отдельная отрасль сформировалась не так давно, но зачатки этой профессии уходят глубоко в древность. Еще в языческие времена люди понимали, что есть люди, которые нуждаются в помощи и заботе. Помощь эта была, конечно, не организованная и достаточно примитивна, но в ее основе во все времена лежали лучшие чувства человека – сострадание, долг к родным и близким. Может быть, следующие слова выглядят слишком высокопарно, но в них кроется идея и смысл работы служб социальной помощи населению. Это высказывание Вальтера Скотта: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли». В настоящее время социально-экономическая и постоянно усложняющаяся политическая обстановка приводит к появлению все новых стрессовых ситуаций, не только в быту, но и в профессиональной деятельности людей. Все больше в нашем обществе появляется людей, которые находятся в состоянии социально- политической дезадаптации. Профессиональная деятельность социальных работников связана с общением, которое требует затрат эмоциональных сил. Перенапряжение часто приводит к профессиональному выгоранию.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………. 5
Глава 1 Теоретические подходы к профилактике
профессионального выгорания……………………………………….. 9
1.1 Факторы появления и виды профессионального
Выгорания……………………………………………………….. 11
1.2 Причины и специфика профилактики профессионального
выгорания личности социальных работников…………….. 13
Глава 2 Организация и методы исследования профессиональной деформации личности социального работника дома культуры………………………………………………………………… 20
2.1 Организация и методы исследования…………………….. 20
2.2 Методика исследования……………………………………. 22
2.3 Результаты исследования………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………….. 36
Список используемой литературы…………………………………… 38
Список используемой литературы
Андриади И. П. Основы профессионального мастерства. М. : Академия, 2016. 302 с.
Антипова Л. В. Выраженность синдрома профессионального выгорания в связи с психологическими характеристиками личности и ситуацией эмоционального развития / Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / СПб: Изд-во СПб ун-та, 2015. С. 20-27.
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Академия, 2019. 406 с.
Березовская Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома
«профессионального выгорания» Проблемы исследования синдрома
«выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. Курск: КГУ, 2018. С. 17-19.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : Изд-во «ПЕР СЭ», 2018. 528 с.
Бойко В. В. Синдром «профессионального выгорания» в общении. СПб. : Питер, 2019. 216 с.
Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. И. Социально- психологический климат коллектива и личность. М. : Мысль, 2017. 193 с.
Бондарь В. И. Управленческая деятельность: дидактический аспект. 3-е изд. К. : Лыбидь, 2019. 160 с.
Борисова М. В., Медведев В. В. Взаимосвязь удовлетворённости трудом с уровнем профессионального выгорания // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2018. №17. С. 5-12.
Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2 Том II (Психолого-педагогические науки). С. 212-215.
Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена профессионального выгорания // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 96-103.
Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом / К. Вильямс. М. : Эксмо, 2017. 272 с.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова Е.С. Старченкова. 2-е изд. СПб. : Питер, 2016. 336 с.
Обеспечение горячим питанием малообеспеченных граждан, граждан пожилого возраста и инвалидов Петродворцового района, чей доход ниже прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, осуществляется бесплатно, в соответствии с действующим законодательством, а пенсионерам и инвалидам, чей доход превышает прожиточный минимум, за частичную и полную оплату. В данной работе рассматривается вопрос профилактики профессионального выгорания социальных работников, которые занимаются уходом за престарелыми, инвалидами на дому. В их обязанности входят покупка и доставка продуктов, товаров первой необходимости, покупка или получение бесплатных лекарств, приготовление обедов, или доставка готовых обедов из социальной столовой центра.Кроме этого, социальный работник производит оплату счетов за квартиру, свет, телефон, и занимается еще множеством жизненно важных вопросов. Социальные работники центра пытаются избавить своих подопечных от чувства одиночества и предотвратить дефицит общения. Методы исследования проводились в 3 этапа. Поисково-теоретический этап во время, которого изучались проблемы профессионального выгорания. Проводилось обоснование актуальности выбранной темы. Были определены объект, предмет, цель, задачи исследования. Второй этап является экспериментальным. Был проведен подбор методик для изучения профессионального выгорания социальных работников. Проводилась диагностика предрасположенности к профессиональному выгоранию. Проведен анализ экспериментов. На этом этапе проводится обобщение. Полученные данные анализировались и систематизировались. Цель исследования: заключается в разработке и апробации системы профилактики профессиональной деформации у социальных работников центра комплексного обслуживания населения, отделения обслуживания на дому.