Характеристика основных теорий происхождения государства
ВВЕДЕНИЕ
Уже тысячи лет люди живут в условиях государственно-правовой системы. На протяжении веков многие ученые, философы задумывались над вопросом возникновения государства. Даже в настоящее время историки, политологи и др. задаются вопросом происхождения государства. Начинающие изучать государство, также сталкиваются с этим вопросом, почему и как появилась данная форма общества. Для того чтобы это выяснить необходимо изучить предпосылки и теории происхождения государства. Так как существует множество различных теорий, а также создаются новые современные теории необходимо знать сущность именно основных теорий.Актуальность данной темы выражается в том, что государство занимает важное место в развитии человеческого общества. Вопрос о причинах и процессе происхождения государства остается ключевым для теории государства и права. Изучение процесса происхождения государства позволяет лучше понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Следовательно, чтобы понять современное государство нужно знать, как оно возникло, какие причины влияли на его образование, а также путь его происхождения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общие закономерности возникновения государства……...5
1.1. Понятие государства…………………….……………………...5
1.2. Предпосылки возникновения государства…………………....9
Глава 2. Характеристика основных теорий происхождения государства……………………………………………………………………...13
2.1. Теологическая теория…………………………………………13
2.2. Патриархальная теория………………………………………..1
2.3. Договорная теория………………………………………….....1
2.4. Органическая теория…………………………………………..1
2.5. Психологическая теория………………………………………1
2.6. Теория насилия………………………………………………...1
2.7. Экономическая теория………………………………………...1
Глава 3. Причины многообразия теорий происхождения государства……………………………………………………………………...2
Заключение……………………………………………………………….2
Список источников и литературы…………………………………….2
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Беляева О. М. Теория государства и права в схемах: учебное пособие (Право - наглядно и доступно). М., 2009. С. 11.
Бережнов А. Г., Воротилин Е.А., Кененов А. А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Марченко М. Н. М.: "Зерцало", 2004 г. С. 30.
Бибило В. Н. Теория государства и права (Серия «Высшее образование»). М., 2015. С. 19.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 25.
Гогин А. А., Липинский Д. А., Малько А. В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А. В. Малько, Д. А. Липинского). М., 2016. С. 11-12, 16-18.
Джинджолия Р. С., Федоров Р. В. Проблемы теории государства и права : Учебное пособие. М., 2022. С. 15.
Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Высшее образование. М., 2009. С. 60-61, 92-94, 146, 156-158, 160-161.
Лапаева А. В., Моисеева О. В. Актуальные проблемы теории государства и права на современном этапе : учебно-методическое пособие. М., 2021. С. 12.
Маркс Κ., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., Политиздат, 1974. С. 24.
Матузов Н. И., Малько А. В. "Теория государства и права: учебник". М., Юристъ, 2004 г. С. 20, 21.
Махоткин А.В., Махоткина Н.В., Дедурин Г.Г. Справочник в схемах и таблицах: обществознание, история — (Наглядно и доступно). М., 2018. С. 213.
Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / - 4-е изд., перераб. и доп. (Российское юридическое образование). М., 2010. С 45-48.
Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум / 5-е изд., перераб. и доп. М., 2021. С. 25.
Петренко А. В. Теория государства и права. М., «АСТ», 2012 г. С. 11.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. С. 35.
Теологическая теория является одной из самых ранних. Она зародилась в глубокой древности, но наибольшее развитие получила в период Средневековья. Самым известным ее представителем считается ученый-богослов Фома Аквинский (XIII в.). Он не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Они возникают одновременно и являются творениями Божественного разума. Все, что существует на земле, создано по воле Бога. Государство и право вечно, как и сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться государю, так как его воля является воплощением Божественной воли. Отсюда выступление против государя и государства - великий грех, поскольку это выступление против Бога. По мнению представителей данной теории, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю власти Бога на земле. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимают их престиж и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Достоинства теории в том, что она способствует укреплению согласия и усилению духовности в обществе. Так как теория предполагает, что все создано по воле Бога, веря в одно предположение, люди объединяются. Глава государства является продолжателям власти Бога на земле, значит, его решениям нельзя противодействовать. Это объяснение утверждает порядок в обществе, также препятствует войнам, революциям, насилию. Предположение о том, что неравенство людей предопределено божественной волей препятствует переделу власти и собственности.Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть теория является ненаучной. Теологическую теорию нельзя как доказать, так и опровергнуть. Так как вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, то есть это вопрос веры.