Принципы построения комплексного психологического портрета личности
Введение
Психология - это наука о законах отражения живыми системами окружающей действительности, независимой от них, в формах ощущений, восприятий, представлений, мышления и других явлений психики. Задача психологии и психологов-практиков? помочь человеку разобраться в себе, своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившейся ситуации без значительных нейропсихологических стрессов. На вопрос, что такое человек, разные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, а следовательно, и в расхождении мнений по этому вопросу, проявляется сложность самого феномена личности.
Понятие "личность" обычно включает в себя такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и указывают на индивидуальность человека, определяя его поступки, значимые для людей. Ощущение стабильности личности является важным условием внутреннего благополучия человека и установления нормальных отношений с другими людьми. Если бы личность не была относительно стабильной в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях, то людям было бы трудно взаимодействовать друг с другом, достигать взаимопонимания: ведь каждый раз им приходилось бы заново приспосабливаться к человеку, и они не смогли бы предсказать его поведение.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….…3
1.Принципы построения комплексного психологического портрета личности…………………………………………………………………………..5
1.1Что же такое «Личность»………………………………………………….9
1.2 Психологический портрет личности в развитии…………………………..14
1.3 Понятие о психологическом портрете личности…………………………..18
2. Составление психологического портрета. Тест-опросник Г. Айзенка……19
2.1 Тест Карла Леонгарда……………………………………………………….20
3. Проблема диагностики способностей в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………...28
Список литературы
1. Берестнева О.Г., Лебедев А.Н., Муратова Е.А. Компьютерная психодиагностика. – Томск: ТПУ, 2005.
2. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие для вузов. М: Трикста: Акад. проект, 2006.
3. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. Т.1. - М.: Финансы и статистика, 2016.
4. Е.С., Кириакиди Э.Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 1996
5. Иванова С.В. Профессиональное образование и занятость молодёжи – глобальная проблема ХХI в. // Педагогика. 2013
6. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Подгорный А.Н., Никифорова О.А., Заруба Н.А., Литвинова Н.А., Пономарева В.С. Психологические и валеологические подходы к профессиональному самоопределению учащихся // Валеология. 2003
7. Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 02.04.2018).
8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2010.
9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2012.
10. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 2008.
11. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. – М., 2007.
12. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Трубников В.И., Белова 2001
13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
14. Родина О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога // Вестник МГУ. Сер.14. Психология.2003.
Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от конкретной культуры и цивилизации. Первое понятие, с которого следует начать изучение проблемы личности, - это "индивид". Буквально это означает еще одну неделимую частицу целого. Это своего рода "социальный атолл", индивид рассматривается не только как отдельный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. В истории философии и общественно-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности над любой формой социальной общности, исходя из идей атомарности индивида. Гораздо более значимым является другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и непохожесть на других человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.Человек действует сначала как индивид, "случайный индивид" (Маркс), затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, а затем как личность. Чем значимее личность, тем более универсальные, общечеловеческие характеристики представлены в ее преломлении. Индивидуальность - это не просто "атомарность" человека, а скорее характеристика его необычности и неповторимости, которые ведут за пределы этой необычности. В противном случае индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности, скажем, стула или стола. Современный немецкий философ Ю. Хабеас, "моя концепция самого себя" имеет смысл только тогда, когда человек признается как личность в целом, так и именно этой отдельной личностью. С другой стороны, не менее верно и то, что человек - это множественность, и, как, например, считает Г.М. Гурджиев, "индивидуальности нет... нет единого большого "Я"." Человек разделен на множество маленьких "я". Вероятно, прав Оскар Уайльд, утверждавший, что человеческая душа непознаваема: “Ты сам - последняя из всех тайн”.