Клинико-динамические и психосоциальные характеристики тикозных расстройств у детей
Введение
В нервно-психической заболеваемости тикозные расстройства занимают одно из ведущих мест с частотой встречаемости 11% у девочек и 13% у мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20% детей, то есть у каждого пятого ребенка. Оценка распространенности тикозных гиперкинезов среди населения в настоящий момент варьирует от 0,1 до 3,8%. Тикозные расстройства занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. В последнее время педагоги, медицинские психологи, социальные работники и врачи-психиатры все чаще сталкиваются с проблемой тикозных расстройств у детей, определяя их как состояния нервного развития, характеризующиеся наличием тиков и связанных с ними поведенческих проблем. Современная неврология, психиатрия и медицинская психология нуждаются в актуализации как терапевтического, так и диагностического аспекта тикозных расстройств. В данной работе представлен обзор современной литературы по проблеме тикозных расстройств у детей, а также методов их коррекции. Анализ литературы актуализирует полимодальный подход, учитывая возможные этиологические предикаты развития заболевания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИКОЗНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ.. 8
(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 8
1.1. Основные концепции причин возникновения тикозных расстройств. 8
1.2. Особенности эмоциональной сферы и индивидуально-личностных особенностей у детей с тикозными гиперкинезами. 15
1.3. Социально-психологические факторы как ведущий предикат возникновения тикозных гиперкинезов у детей. 30
1.4. Анализ профилактических и психокоррекционных подходов при тикозных расстройствах. 39
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 48
2.1. Характеристика выборки и условий проведения исследования. 48
2.2. Психологические методы исследования. 53
2.3. Методы статистического анализа данных. 58
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТИКОЗНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ.. 59
3.1.Результаты исследования тревожности детей дошкольного возраста (обобщенное название) 59
3.2. Результаты исследования индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста. 67
Результаты исследования индивидуально-личностных особенностей и типов семейного воспитания матерей исследуемых групп
Результаты исследования тревожности матерей
Список источников
Список источников
Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / Г.С. Абрамова. – Москва : Изд-во «Академический проект», 2020. – 344 с.
Агранович, З.Е. Школьная дезадаптация пациентов с синдромом Жиля Де Ла Туретта / З.Е. Агранович, А.М. Алексеева // Forcipe. – 2022. – Т. 5. – № S2. – С. 31-32.
Азимова, Н.М. Тикозные гиперкинезы у детей, и их коморбидность / Н.М. Азимова, К.Т. Ачилова // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2016. – № 2. – С. 178-182.
Азимова, Н.М. Влияние тикозных гиперкинезов на психоэмоциональный статус детей / Н.М. Азимова, К.Т. Ачилова, Д.К. Ганиева // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2015. – № 2. – С. 332-334.
Алексеева, Л. А. Последствия страха, тревоги и гнева / Л.А. Алексеева // Директор школы. – 2020. – № 6. – С.72-80.
Алиева, Д.М. Коморбидные расстройства у детей с тикозными гиперкинезами / Д.М. Алиева, Н.А. Агаркова // Неделя молодежной науки – 2020. Материалы Всероссийского научного форума с международным участием, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. – 2020. – 217 с.
Бокижанова, Г.К. Музыкотерапия, как метод регуляции эмоциональной-волевой сферы дошкольников / Г.К. Бокижанова, Н.В. Валитова // Актуальные проблемы современности. –2021. – № 2 (32). – С. 90-93.
Ваасдорп, Т. Э. Десятилетние тенденции в издевательствах и связанных с ними отношениях у детей от 4 до 12 лет / Т. Э. Ваасдорп, Э. Т. Пас, Б. Заболоцкий [и др.]. – Текст : электронный // Педиатрия. – 2017. – № 139 (6). – URL: www.pediatrics.org/cgi/doi/10.1542/peds.2016-2615 (дата обращения: 11.09.2022).
Варавина, Н.А. Психолого-педагогическая коррекция тикозного гиперкинеза у детей младшего школьного возраста / Н.А. Варавина // Современные проблемы психологии и образования: в контексте работы с различными категориями детей и молодежи. Москва : [ б.и.], 2018. – С. 239-241.
Тем не менее, в отдельных зарубежных работах приводятся данные о том, что дети, имеющие проблемы с центральной нервной системой в форме минимальных мозговых дисфункций и тикозных расстройств, становятся жертвами буллинга практически в пять раз чаще остальных школьников. С учетом того, что родители детей с ТР и их учителя часто не рассматривают эту проблему как первостепенную в течение заболевания, в школах и семьях этому вопросу уделяется недостаточное внимание (Мурадова, В.И., 2016). Согласно научным исследованиям, проведенным Х. Наджам (2018), анализируются роли участников буллинга, которые обусловлены их психологическими особенностями и ограниченным состоянием физического и психического здоровья. Автор показывает, что психологические особенности личности, в форме тревожных, сенситивных особенностей, часто становятся жертвами буллинга в школах. Среди этих детей чаще встречаются лица с психическими и физическими недостатками. Дети с ТР, которым характерно неприятие себя, низкая самооценка, самообвиняющее поведение – оказываются в роли преследователя (Saad J.F., Griffiths K.R., 2020). У современных детей и подростков наиболее распространен кибербуллинг, а не физическое его проявление. Вопросы буллинга рассматриваются во многих областях знаний, включая социальные, психологические и медицинские аспекты (Smith P.K., Robinson S., 2016). Предикторами в формировании буллинга в детских коллективах являются социально-экономические условия, влияние Интернета и средств массовой информации, психосоциальная обстановка в школьных коллективах (Zych I., Ortega R., 2015).