Эффективность взаимодействия БАС МЧС России и кинологической группы для повышения эффективности работы в условиях проведения поисково-спасательных работ
Введение
Актуальность темы исследования. Особенность нашей страны, заключается в обширной территории, низкой плотности заселения территорий и высокой концентрации людей в крупных городах, наличие регионов с постоянными природными чрезвычайными ситуациями (наводнения, землетрясения, лесные пожары, оползни и других). Все перечисленное осложняет работу МЧС и требует от них постоянной готовности и быстрого реагирования.Особую опасность представляют аварии на атомных объектах и крупных химических производствах, размещенных в непосредственной близости от населенных пунктов. Высокие риски, обусловленные угрозами возникновения техногенных ЧС и катастроф, связаны с большим износом и старением основных производственных мощностей.В настоящее время структурные подразделения МЧС России проходят переоснащение техническими средствами, предназначенными для разведки труднодоступных и масштабных зон ЧС природного, техногенного и террористического характера. Для этих целей территориальными органами МЧС, заключаются договора с авиапредприятиями либо применяется авиация региональных центров. Использование возможностей пилотной авиации имеет свои отрицательные моменты, такие как: финансово не эффективно из-за большой стоимости, длительное время реагирования (до 6 часов), жёсткая зависимость от погодных условий и т.д.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения беспилотных авиационных систем (БАС МЧС России) 6
1.1 Виды беспилотных авиационных систем, используемых при проведении поисково-спасательных работ 6
1.2 Использование кинологических служб при проведении поисково-спасательных работ 13
1.3 Возможности взаимодействия БАС МЧС России и кинологической группы при проведении поисково-спасательных работ 20
Глава 2. Обоснование необходимости применения беспилотных авиационных систем и кинологической группы при проведении поисково-спасательных работ на примере Барышского района Ульяновской области 30
2.1 Анализ поисково-спасательных операций в Ульяновской области в 30 природной среде 30
2.2 Анализ эффективности взаимодействия беспилотных летательных аппаратов и кинологических групп в ходе проведения поисково-спасательных операций 37
2.3 Проект проведения поисково-спасательных работ в Барышском районе Ульяновской области 44
2.4 Технико-экономическое обоснование внедрения предлагаемой системы поисково-спасательных операций 57
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Приложения 70
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, с поправками от 06.10.2022 ) // СПС Консультант Плюс.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 2016. - № 34. – Ст. 2025.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенног о характера» (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. – 2022 . - № 51. – Ст. 2413.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ред. от 04.11.2022) // СЗ РФ. – 2022. - № 49 . – Ст. 1099.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. – 1998. - № 35. – Ст. 3503.
Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» // Российская газета. – 10.02.2018 г.
Указ Президента РФ от 28.08.2003 № 991 (ред. от 29.06.2013) «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. – 2003. - № 29. – Ст. 2077, 2013. - № 17. – Ст. 1897.
Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ. – 2021. - № 1. – Ст. 1178.
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2009 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (ред. от 24.09.2021) //.
На время работы выставляются наблюдатели, следящие за состоянием участков поиска и подающие сигналы при возникновении опасности (подвижка завала, паден ие обломков сверху и т.д.). На опасных участках (обвал балки, срыв со склона) собаку берут на поводок, крепящийся не к ошейнику, а к страховочному кольцу шлейки. Места, представляющие явную опасность для жизни, предварительно обследуют не в одиночку, а группами по 2-3 человека .
Таким образом, аварийно-спасательные работы относятся к спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей природы в зонах чрезвычайных ситуаций, при локализации ЧС или снижения до минимума уровня воздействия опасных веществ на природу и человека. К чрезвычайным случаям относятся любые техногенные катастрофы, пожары, транспортные аварии, аварии с выбросом химических, биологических и радиоактивных веществ, на энергетических установках, природные катастрофы. БАС целесообразно применять как для выявления очагов ЧС, обнаружения наиболее опасных зон, выявления людей на объектах, где находится опасно, так и для оценки ущерба при ликвидации чрезвычайных ситуаций. С помощью воздушной поддержки работы выполняются значительно быстрее и более точно, без риска для здоровья и жизни личного состава спасательных подразделений.
При проведении поисково-спасательных операций БАС взаимодействует с другими подразделениями МЧС, в т.ч. и с кинологической группой, выполняя, тем самым, поисково-разведывательные функции.