Исследование задержания подозреваемого
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с преступностью, а также ее составной части - уголовно-процессуального законодательства - немыслимо без рационализации правового режима использования следователями и дознавателями в ходе расследования преступлений мер уголовно-процессуального принуждения.
Полагаем, что назрела необходимость дальнейшего совершенствования законодательства по вопросам мер процессуального принуждения в уголовном процессе и приведения его в соответствие с международным законодательством, экономическими реалиями сегодняшнего дня.
Одной из важных мер процессуального принуждения является задержание.
На основании изученной практики можно сделать вывод, что некоторые положения УПК РФ, в частности, регулирующие права лиц, незаконно или необоснованно вовлеченных в сферу уголовного процесса в недостаточной степени эффективны и на практике не всегда применяются.
Все вышесказанное обуславливает актуальност
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 5
1.1. Понятие уголовно-процессуального задержания 5
1.2. Различие уголовно-процессуального задержания от других видов мер процессуального принуждения 10
ГЛАВА 2. ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК 13
2.1. Основания задержания и освобождения задержанного 13
2.2. Процессуальное положение задержанного, особенности реализации его прав и процессуальный порядок задержания 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Резолюция (65) 11 о заключении под стражу, принятая представителями министров Совета Европы от 9 апреля 1965 г. // СПС Гарант.
2. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. // Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. N 36. Ст. 4465.
3. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // СПС Гарант.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод Совета Европы от 4 ноября 1950 г. // Бюллетень международных договоров", N 3, 2001.
5. Конституция РФ. 12.12.1993 // СПС Гарант.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС Гарант.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СПС Гарант.
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
9. Федеральный Закон от 25.07.1998 "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" // Российская газета. 1998. N 145.
10. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Российская газета. 1995. N 139.
11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. "О проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" // Российская газета. 2000. 4 июля.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление" // Российская газета. 2012. N 227.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 5.
14. Определение Верховного Суда
Личный обыск подозреваемого производится по общим правилам проведения обыска. Личный обыск подозреваемого при задержании производится без судебного разрешения и без вынесения постановления об обыске. Согласно п. "ж" ст. 9 ФЗ от 25.07.1998 "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ", подозреваемые и обвиняемые подлежат обязательному дактилоскопированию.
Примером нарушения прав лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, является дело В.И. Маслова, жалоба которого стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Указанный гражданин был принудительно доставлен в региональное управление по борьбе с организованной преступностью, где удерживался более 16 часов. В ответ на ходатайство В.И. Маслова об обеспечении помощи адвоката (защитника) следователь разъяснил ему, что он является свидетелем, а не подозреваемым и его просьба не может быть удовлетворена. Протокол задержания подозрева