Комплексный подход к преодолению заикания у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта недостаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим. Мало научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо учить не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию независимо от условий и ситуации общения.
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомом комплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ЗАИКАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………….........6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся старших дошкольников……………………………………………………………………..6
1.2.Причины, симптомы и виды заикания…………………………………….8
Современные методики преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников………………………………………………...12
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...16
ГЛАВА II ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ЗАИКАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………22
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо-ритмических нарушений………………………………………………………………………..22
2.2 Обследование речи детей по методике Волковой Г.А…………………..26
2.3 Обработка и анализ результатов обследования……………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемьева Т.В. Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей. – М.: Academic publishing , 2012 – 194 с.
2. Белякова Л.И., Дьякова, Е.А. Логопедия. Заикание. [Текст]: Эксмо - Пресс, 2003. - 320 с.
3.Белякова Л.И. Основы логопедических технологий формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. - 2011. - №4. - С. 49-53.
4. Брагинская К. Досадные запинки // Здоровье детей. - 2010, Янв. (№1 - 2). – С. 112 – 115.
5. Буянов М.И. Заикание у подростков. - М.: Просвещение, 2012. –180 с.
6. Волкова,Л.С.Логопедия.Нарушениетемпаиритмаречи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. - М.: Владос, 2012. – 431 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2011. – 528 с.
8. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Академия, 2013. – 180 с.
9. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. - М.: Астрель, 2009. -
10. Кён Р. Заикание и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков // Хр. по логопедии. - В 2 т. - Т. I / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2010. – 280 с.
11. Крапивина Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста // Дефектология. - 2010. - №4. - С. 80-83.
12. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы: Руководство. - М.: Медицина, 2012. – 352 с.
13. Кузьмина М. Заикание // Школьный психолог. - 2011. - Сентябрь, №35. - С. 6-7.
14. Лагузен Х. Способ излечения заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. - В 2 т. - Т I / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2012. – 210 с.
15. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2014. – 128 с.
16. Лохов М.И. Основные подходы к лечению заикания и логоневроза / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина // Обозрение психиатрии и м
Изолированное применение данных методов, как показало время, обедняет лечебное воздействие на больного. Только комплексное применение данных методов имеет эффективное воздействие.
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И.А. Сикорского (1889) и его ученика И.К. Хмелевского (1897). В лечении заикания они включали систему упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи, психотерапевтическое воздействие в виде создания соответствующих условий; окружающих заикающегося; медикаментозное лечение, физиотерапию и двигательные упражнения. Многоплановость лечебного воздействия по И.А. Сикор