Президентская республика как форма правления
ВВЕДЕНИЕМиллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть была закреплена авторитетом старейшин. Но шли годы, численность людей становилась всё больше, а отношения между ними — сложнее, чтобы поддерживать порядок, возникло централизованное управление — люди, управляющие обществом, они создавали законы и вводили санкции за их нарушение. Устанавливали границы и снабжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы людей и взимали с них налоги. Так племена преобразовывались в государства.
Форма правления, вместе с формой государственного устройства и политическим режимом, является важнейшей составляющей формы государства, которая определяет организацию государственной власти в любом отдельно взятом государстве мира.
Актуальность темы обусловлена тем, что в Российской Федерации и в других странах институт президентства молодой институт в конституционно-политической практике.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 5
1.1. Понятие и признаки президентской республики 5
1.2. Особенности становления президентской республики в Российской Федерации 9
Глава II. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХЕ 16
2.1. Президентская республика на примере стран мира 16
2.2. Достоинства и недостатки президентской республики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые акты
1. Конституция Республики Беларусь: принята Верховным Советом Республики Беларусь 15.03.1994 (ред. от 27.02.2022) // Президент Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/constitution (дата обращения: 14.11.2022).
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // ГАРАНТ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 11.11.2022).
Литература
3. Авдеев Д. А., Алебастрова И. А. // Конституционный вестник. Политологические науки. – 2021. – С. 60-71.
4. Арбузкин А. М. Обществознание. Часть первая: Учебное пособие / – Москва: Издательство «Зерцало – М», 2019. – 312 с.
5. Белова В. А., Абросимова Е. А. Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета / – Москва: Издательство «Юрайт», 2018. – 414 с.
6. Бурова С. М. // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). – 2022. Т.8. № 1 (17). С. 24-28.
7. Гафуров А. Д. // Государственная служба. – 2022. Т. 24. № 1 (135). – С. 93-118.
8. Крицкая Н. Ю. // Передовые научно-технические и социально-гуманитарные проекты в современной науке. Сборник статей V международной научно-практической конференции. Москва. – 2022. С. 152-153.
9. Кунцевич В. Беларусь. Полная история страны / – Москва: Издательство АСТ, – 2022. – 320 с.
10. Лапшин И. С. // Общество: политика, экономика, право. – 2020. № 6 (83). С. 43-46.
11. Мамедова Н. А. // Гуманитарные балканские исследования. – 2019. Т.3. № 1 (3). – С. 46-51
12. Навальный С. В., Александрова К. И., // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. Право и социальные отношения. – 2020. – С. 91-102.
13. Паречина С. Г. // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. – 2020. № 19. С. 176-184.
Основной закон провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления [15. с. 504].
Следовательно, в соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, наделяется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства и др.
В Конституции было закреплено обязательное одобрение государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты палатами Федерального Собрания.