Конституционно-правовое регулирование свободы манифестаций в РФ
Введение
Современный период развития Российской Федерации ознаменован масштабным реформированием экономических, политических, социальных и организационных основ общественной и государственной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – один из главных признаков правового государства. Он гарантирует прогрессивное и поступательное развитие российского общества. Право на осуществление публичных мероприятий является конституционным, основа его юридического содержания сегодня первично закреплена в статье 31 Конституции Российской Федерации 1993 г. Включение в текст Основного закона соответствующей нормы было вполне закономерно, поскольку чуть ранее законодателем на различных уровнях были сделаны попытки прямого правового регулирования этого права на территории Российской Федерации (Указ Президиума Верховного Совета СССР о порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР от 28 июля 1988 г. (далее Указ от 28 июля 1988 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Указ Президента РФ N 524 о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г. Этот Указ утратил силу (Указ Президента от 03.11.2004 N 1392).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3-4
ГЛАВА 1. ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ МАНИФЕСТАЦИЙ……5
1.1. Историческое развитие права на манифестации……………………………...6
1.2 Общее понятие о проведении массовых манифестаций………………………7
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ МАНИФЕСТАЦИЙ…………………………………………………………………………….13
2.1 Организация и регулирование свободы манифестаций……………………...14
2.2. Проблемы реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий………………………………………………………………………...20
2.3.Проблемы организации и проведения публичных мероприятий……...…....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………33-35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
«Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Российская газета. – 2017. – № 1046.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (в ред. от 30.12.20) // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, № 25. Ст. 2485; .
Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 08.06.2012 N 65-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 11.06.2012, № 24. Ст. 3082
«Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 28.04.1976. № 17
Материалы судебной практики
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» // Собрание законодательства РФ, 25.02.2013, № 8. Ст. 868;
В статье 31 Конституции Российской Федерации свое правовое закреп-ление получила такая форма осуществления прямой демократии, как проведе-ние публичных мероприятий. Статья воспроизводила нормы о свободе публичных мероприятий Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах. Со временем она стала фундаментальной в Конституции Российской Фе-дерации, так как благодаря ей у граждан появилось право на свободное и бес-препятственное волеизъявление по политическим вопросам в самых различных формах. Однако введение данной нормы в Конституцию и принятие соответствующего Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» привело к возникновению ряда проблем в правовом регулировании организации и проведения публичных мероприятий.Особого внимания заслуживает порядок организации и проведения пуб-личных мероприятий. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах указывает, что пользование правом на проведение публичных мероприятий «не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» . Статья 21 не устанавливает определенных условий и критериев, когда право на проведение публичных мероприятий может быть соразмерно ограничено, в связи с чем возникает ряд проблем при подготовке к проведению публичного мероприятия.Так, в соответствии с 31 статьёй Конституции Российской Федерации од-ним из наиболее важных политических прав это «право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Данная статья тесно переплетается с положениями 18 статьи Конститу-ции России, определяющих, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл содержания и применения законов. Помимо этого, на территории России действует Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в данном законе, даётся развёрнутое объяснение общих положений, а также порядок организации и проведения публичных мероприятий.