Взаимодействие права с другими социальными нормами
ВВЕДЕНИЕ
Социальные нормы играли важнейшую роль в истории жизнедеятельности человека. И по сегодняшний день социальные нормы являются неотъемлемой частью в жизни всего мирового общества. С помощью них регулируются отношения между людьми. Социальные нормы отражают развитие всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной. Характеризуя их, можно понять уровень свободы граждан в государстве, тип политической системы, форму правления, тип экономической системы, качество жизни человека в характеризуемом обществе, а также многие другие аспекты жизни. Основную роль в системе социальных норм занимает право. Поэтому именно нормы права, я считаю нужным рассмотреть, более подробно. Поскольку именно нормы права в большей степени выступают как регуляторы общественных отношений.Чтобы доказать что нормы права являются основой в системе социальных норм, требуется соотнести их с другими нормами.Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в наше время вся деятельность людей, их поведение и взаимоотношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Социальные нормы определяются как общепризнанные правила, образцы и стандарты, по которым люди строят свое поведение в том или ином обществе. Ведь именно социальные нормы играют важнейшую роль в процессе взаимодействия личности и общества, в процессе социализации человека.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ………………………………... 5
1.1 Понятие социальных норм и их значение……………………….. 5
1.2Виды социальных норм………………………………………….... 8
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ……………………………………… .. 11
2.1. Признаки и функции права………………………………………… 11
2.2. Нормы права и нормы морали……………………………………... 14
2.3. Нормы права и корпоративные нормы……………………………. 17
2.4. Нормы права и обычаи……………………………………………... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М., 2004.
Васильев А.В. Теория государства и права. - М., 2005.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2006.
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. - М., 2007.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. - Спб., 2004.
Макуев Р.О. Теория государства и права. - М., 2004.
Малько П.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2008.
Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2006.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2009.
Морозова Л.А.Теория государства и права.-М.,2014.
Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М., 2005.
Теория государства и права / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. - М., 2007.
Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева.- М., 2006.
Червонюк В.И. Теория государства и права. - М., 2006.
Кривченков А.С. Понятие внутриорганизационных (локальных) норм // Российский юридический журнал. 2008. №1. с. 166-171.
Семигин Г.Ю. Социальная справедливость и право. Основы взаимодействия // Социологические исследования. 2009. №3. С.72-82.
Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. №5. С. 2-4.
Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи — такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но все же не являются нейтральными.Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу[166]. Некоторые из них весьма разумны: запрещение пить вино жениху и невесте, работникам в дни страды и т. д. Эго так называемые «добрые традиции», которые следует отличать от псевдотрадиций; например, никак нельзя объяснить благодушное отношение к пьянству. Закрепилась традиция, связавшая уважение к гостю с выпивкой; любую дату — личного ли, общественного ли значения — отмечают со спиртным. На чисто кабацкую традицию пить крепкое спиртное в неразведенном виде искусственно наложился обычай, характерный для народностей, употребляющих в основном легкие сухие вина, — ритуал многочисленных «обязательных» и «красивых» тостов. Для семьи все это, как правило, и хлопотно, и недешево, и опасно... но — традиция.