Прогностическая способность студентов 1 и 4 курсов
ВВЕДЕНИЕАктуальность проблемы. Попытки прогнозирования в жизни человека исторически занимали достаточно важное значение. Умение просчитать на шаг вперёд последствия своих действий или бездействий, понимать, каким образом может развиваться ситуация имеет огромное значение в жизни человека, в его профессиональной деятельности. Человек, лишённый прогностической способности, не может планировать свои действия, не может достигать целей, не может выработать реакцию как на позитивное, так и на негативное развитие событий. Поэтому прогностическая способность является важнейшим условием личной успешности. В связи с этим, проблема прогнозирования актуальна в разных сферах жизни.
Предвосхищающие образы уже давно вызывают большой интерес.
Содержание стр.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Проблема прогнозирования в психологии………………………………….6
2. Характеристика и структура прогностической способности…………….13
3. Развитие способности к прогнозированию в онтогенезе…………………19
4. Заключение…………………………………………………………………..28
5. Список литературы………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАртемьева, Т. В. Изучение структурно-функциональных характеристик прогнозирования у дошкольников с задержкой психического развития / Т. В. Артемьева, В. В. Михеева // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции, Гродно, 19 ноября 2021 года. – Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2021. – С. 33-38.
Артемьева, Т. В. Специфика функциональных характеристик прогнозирования у детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями / Т. В. Артемьева, А. Р. Шакирова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции, Гродно, 19 ноября 2021 года. – Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2021. – С. 38-43.
Ахметзянова, А. И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения / А. И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 233-249.
Ахметзянова, А. И. Специфика прогностических способностей слабовидящих дошкольников / А. И. Ахметзянова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2022. – № 203.
Ахметзянова, А. И. Специфика функциональных характеристик прогнозирования у детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями / А. И. Ахметзянова, А. Р. Залялова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции, Гродно, 19 ноября 2021 года. – Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2021. – С. 47-54.
Желание предсказывать поведение других людей на основе определенных знаний занимает человека на протяжении всей его жизни.
Идея предсказания привлекает различными заманчивыми возможностями: контроль, безопасность (он не опасен для меня, так как я знаю, как он будет себя вести), сила (я могу контролировать это, если я знаю, как он будет себя вести) и т.д. Однако в некоторых видах деятельности прогнозирование во многом является необходимостью, например, в психологии.
Проблемой прогнозирования задавались множество специалистов-психологов. Однако, как указывает М.Ю. Краева, очень часто проблема прогнозирования решается за чёт изучения только актуального уровня развития ситуации. Так, например, данный автор указывает, что в зарубежных исследованиях 30-х годов прошлого века прогноз развития ребёнка определялся актуальным уровнем его развития. И совершенно иной прогностический подход был предложен Л.С. Выготским, который предложил учитывать не только то, что ребёнок уже умеет, но и то, чему он потенциально сможет научиться. А то, чему он в данный момент может научиться определяется тем, что он может делать с помощью взрослого (Концепция зон актуального и ближайшего развития) [12].