Медиалингвистический анализ речевого этикета в онлайн-сообществах
ВВЕДЕНИЕ
Большое разнообразие сетевых сообществ или публичных групп открытого и закрытого типов, распространенных на платформах социальных сетей, сформировало новые виды русскоязычной коммуникации, в которой происходит обмен текстовой и аудиовизуальной информацией. Социологи отмечают, что новизна этих сообществ определяется следующими факторами: они объективируют гибкие коммуникативные связи, которые характеризуются добровольностью участия, анонимностью, игровым характером коммуникативных ролей, виртуальной идентификацией партнеров («друзей») - что зачастую далеко от реальности, и посредничеством. Коммуникация в быстроразвивающихся сетевых сообществах и составляет актуальность нашего исследования. Многие организованные в сети онлайн-сообщества создают собственный речевой этикет (далее РЭ), который наряду с общепризнанными правилами (= коммуникативными ценностями) социального речевого поведения (а иногда и в противовес им) важны для данной конкретной социальной группы. Изучение речевого этикета в этих сообществах поможет понять природу связей, установившихся в них и ответить на многие важные для гуманитарных наук вопросы. Какая коммуникативная цель (темы) объединяет участников? В каких коммуникативных ситуациях и как выражаются правила взаимодействия внутри сообщества? Какие ресурсы обеспечивают эмоциональный комфорт и эффективность участникам взаимодействия? Наконец, влияет ли социальная структура участников коммуникации на правила общения внутри сообществ?
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ) 7
2. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 512 с.
2. Ларина Т.В. Культурно-специфические коммуникативные стили как основа для интерпретации лингвокультурных идиосинкразий. International Review of Pragmatics 7 (5), 2015. – С.195-215.
3. Osetrova Е. Being an Ethical Speaker Online:Correspondence with Foreign Partners // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2015. Vol. 8. Issue 11. P. 2561-2571; режим доступа: http://journal.sfu-kras.ru/series/humanities/2015/11
Первая исследовательская операция - разработка функционально-семантической типологии высказываний. Она осуществляется через последовательную реконструкцию коммуникативных намерений участников беседы, ассоциирующихся с высказываниями в сети. На этом этапе типичные способы композиционной организации высказываний раскрываются как социально-коммуникативные действия, осуществляемые в последовательности речи. Учитывая диалогический характер общения в группе, целесообразно было выделить последовательность ситуаций, в которых развивается сюжет группового общения.Первая ситуация - инициирование двух типов контакта:а) приглашение к участию в группе, б) речевая стимуляция; второй сценарий - продолжение контакта (речевые реакции); третий - предъявление коммуникативных правил; четвертый - реакция на коммуникативную провокацию или нарушение коммуникативных правил.Приглашая человека к участию в группе, т.е. инициируя общение, администраторы знакомят его с правилами речевой деятельности (темой и формой контакта). Инициированное администратором предупреждение, адресованное членам сообщества, призвано предотвратить речевые нарушения членов группы. При выполнении второй исследовательской операции основное внимание уделяется стилистическому анализ высказываний с целью выявления средств реализации коммуникативных целей.Третья исследовательская операция представляет собой детальный критический анализ ресурсов РЭ, определенных на втором этапе исследования. Он показывает, какие средства делают общение комфортным или, наоборот, создают дискомфорт. Чтобы увидеть «работу» этикетных ресурсов, поддерживающих высокий статус как инициатора общения, так и адресата, целесообразно проанализировать использование этикетных средств в диалоге через последовательность речевых взаимодействий.Такая четырехчастная структура медиа-лингвистического анализа позволяет изучить РЭ внутри речевой деятельности как инструменты, приемы и способы согласования, которые развивают «сюжет» коммуникации, сопровождают речевое взаимодействие, делают его комфортным, снимают напряжение. Четыре подхода взаимодействуют и постепенно раскрывают разные стороны речевого этикета в сообществах.