Развитие познавательного интереса у подростков на уроках биологии
ВВЕДЕНИЕЛюбая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить обучающихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью. [17]
Под познавательным интересом понимается положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания.
В настоящее время, особенно важно формировать интерес обучающихся к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы легко ориентироваться в современном мире.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 9
1.1. Понятие познавательного интереса. Особенности развития его развития у подростков и место в учебном процессе 9
1.2. Психологический аспект проблемы развития познавательного интерес 13
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 19
2.1. ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 19
2.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 29
ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Губанов, А. А. Молодой ученый. Международный научный журнал./ А. А. Губанов. — Опыт современной российской школы в вопросе формирования познавательных универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 418
Зикеева Ю. Н. Молодой ученый. Международный научный журнал. / Ю. Н. Зикеева. — Показатели и уровни познавательного интереса // Молодой ученый. — 2021. — Выпуск № 53 (395), части 4. — С.280.
Лаас Н.Ф. Развитие познавательного интереса на уроках биологии. / Лаас Н. Ф.: Международный научный журнал «Символ науки». г. Белгород, 2022 – 2 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бабанский Ю.К. «Выбор методов обучения в средней школе» / под редакцией Бабанского Ю.К., М., «Педагогика», 1981
Ермизина, Ю. А. Молодой ученый. Международный научный журнал / Ю. А. Ермизина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — Выпуск № 9 (113), часть 11. — С.1147.
Золотов Ю.Б. Организация современного урока. // Москва, «Просвещение», 1984
Кузнецова А. А. Чуракова С. В. Кузнецов В.Н. Познавательный интерес. Условия его развития// Биология в школе.1996, выпуск №2.
Левкина, Е.В. Методика преподавания биологии/ Е.В. Левкина. – Бузулук: Издательский дом, 2013. – 154 с.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. -576 с.
Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. Киев: Радянска школа,1983.
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М.: Карапуз, 1998 г. - 218 с.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 56 с.
Цветкова Л. И. Активизация познавательной деятельности на уроках биологии / Л. И. Цветкова // Молодой ученый. 2011. — № 5. Т.2. С. 171–173.
Дать ученику возможность сделать маленькое открытие на уроке – это значит научить детей не только любить предмет, но и подходить к нему исследовательски.
Исследование – один из самых важных приемов, поэтому на уроках часто запланированы лабораторные работы. Их можно провести необычно.
Я помогала учителю класса организовать урок-исследование по теме «Значение бактерий». Класс делится на группы. Каждой группе дается задание для исследования: найти методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанную гипотезу. После окончания работы каждая группа представляет для защиты свой вопрос, его исследование и выводы. (Приложение №1 – разработка урока).