Социальная компетентность» как показатель зрелости личности ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы вызвана необходимостью определения области эффективного влияния системы психологических условий на развитие социально компетентной личности, способной к самостоятельному построению значимых жизненных перспектив, готовой не только легко адаптироваться в обществе, но и при необходимости противостоять давлению изменяющегося социума и даже оказывать на него преобразующее воздействие.
Социальная компетенция может быть выражена в терминах, отражающих возраст, статус, способности, талант, здоровье, степень свободы и т. д.; иными словами, она может быть определена как функциональная составляющая человеческого бытия, которая выражается социальной полезностью по отношению к окружающим и самому себе, то есть личной и общественной самодостаточностью. Все эти условия предусмотрены в шкале, созданной Доллом в 1953 году.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретический аспект изучения социальной компетентности 5
1.1. Психологические характеристики социальной компетентности 5
1.2 Основные факторы социальной компетентности 17
2 Изучение социальной компетентности как показателя зрелости личности ребёнка 22
2.1. Организация эмпирического исследования 22
2.2. Описание методик исследования 23
2.2.1. Шкала измерения социальной компетенции Э. Долла модифицированная 23
2.2.2. Методика «Пирог страха» 24
2.2.3. Шкала Роджерса К. и Даймонда Р. социально-психологической адаптированности 26
2.3. Социальная компетенция в структуре личностных характеристик 26
2.4. Статистически значимые результаты исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Питер, 1994.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Мысль, 1980.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – Москва : Изд-во МГУ, 1990.
4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л., 1988.
5. Бернс, Р. Развитие Я — концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Прогресс, 1986.
6. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – Москва : «Институт практической психологии», 1995.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва, 1968.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Москва : «Институт практической психологии», 1995.
9. Бурлачук, А. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / А. Ф. Буларчук, С. М. Морозов – Санкт-Петербург, 1999.
10. Венгер, А. Л. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям / А. Л. Венгер, Ю. М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №1.– С.25-33.
11. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. – Киев : Наукова думка, 1988.
12. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. -Санкт-Петербург : Речь, 2002.
13. Гордеев, В. И. Методы исследования развития ребёнка: качество жизни (QOL)-новый инструмент оценки развития детей / В. И. Гордеев, Ю. С. Александрович. – Санкт-Петербург : Речь, 2001.
14. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Макарова // Вопросы психологии. – 1981. – №6.– С. 8.
15. Десятникова, Ю. М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения / Ю. М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С. 18-26.
Названные задачи являются приоритетными с учетом социального наследования, культивировавшего идеологический конформизм, эмоциональную зависимость от взрослых (нередко проявлявшуюся в демонстративном негативизме), ориентированность на экономическую зависимость от родителей или от государства и сексизм в полоролевых отношениях. С такой коррекцией названные задачи могут быть востребованы как составляющие сущностных характеристик социализации, не только актуальные для нынешней социальной ситуации, но и реализуемые в социальном пространстве конкретной школы [25,39].
Подводя итог анализу взглядов и подходов к проблеме социальной адаптации, в качестве сущностных характеристик этого слагаемого социальной компетентности, можно выделить следующее.