Работа с профессиональным выгоранием персонала в организации
Тема настоящей работы посвящена вопросу профилактики профессионального выгорания социальных работников. Профессия социального работника как отдельная отрасль сформировалась не так давно, но зачатки этой профессии уходят глубоко в древность. Еще в языческие времена люди понимали, что есть люди, которые нуждаются в помощи и заботе. Помощь эта была, конечно, не организованная и достаточно примитивна, но в ее основе во все времена лежали лучшие чувства человека – сострадание, долг к родным и близким. Может быть, следующие слова выглядят слишком высокопарно, но в них кроется идея и смысл работы служб социальной помощи населению. Это высказывание Вальтера Скотта: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли».
Оглавление1
Глава 1 Теоретические подходы к профилактике профессионального выгорания7
1.1 Факторы появления и виды профессионального7
Выгорания7
1.2 Причины и специфика профилактики профессионального выгорания личности социального работника12
Глава 2 Организация и методы исследования профессиональной деформации личности социального работника19
2.1 Организация и методы исследования19
2.2 Методики исследования22
2.3 Результаты исследования23
Заключение34
Список используемой литературы36
Список используемой литературыАндриади И. П. Основы профессионального мастерства. М. : Академия, 2016. 302 с.
Антипова Л. В. Выраженность синдрома профессионального выгорания в связи с психологическими характеристиками личности и ситуацией эмоционального развития / Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / СПб: Изд-во СПб ун-та, 2015. С. 20-27.
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Академия, 2019. 406 с.
Березовская Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «профессионального выгорания» Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. Курск: КГУ, 2018. С. 17-19.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : Изд-во «ПЕР СЭ», 2018. 528 с.
Бойко В. В. Синдром «профессионального выгорания» в общении. СПб. : Питер, 2019. 216 с.
Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. И. Социально- психологический климат коллектива и личность. М. : Мысль, 2017. 193 с.
Бондарь В. И. Управленческая деятельность: дидактический аспект. 3-е изд. К. : Лыбидь, 2019. 160 с.
Борисова М. В., Медведев В. В. Взаимосвязь удовлетворённости трудом с уровнем профессионального выгорания // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2018. №17. С. 5-12.
Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2 Том II (Психолого-педагогические науки). С. 212-215.
Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена профессионального выгорания // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 96-103.
Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом / К. Вильямс. М. : Эксмо, 2023. 272 с.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова Е.С. Старченкова. 2-е изд. СПб. : Питер, 2021. 336 с.
Кроме того, изменение коммуникативной составляющей может привести к проблемам в межличностных отношениях, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере. Человек может стать менее эффективным в установлении контакта с другими людьми, что может повлечь за собой проблемы с социализацией и возможностью достижения целей. В результате, изменение коммуникативной составляющей может негативно сказаться на качестве жизни и на успехах в профессиональной деятельности. Также выявлена внутренняя максимально значимая взаимосвязь между профессиональным истощением и деперсонализацией (r = 0,54, при р≤0,001), показывающая, что сниженный профессиональный тонус, агрессивность приводят к негативному, отношению с реципиентами. Невротичностью и депрессивностью (r =0,65, при р≤0,001), депрессивностью и профессиональной лабильностью (r = 0,57, при р≤0,001), уравновешенностью и открытостью (r = 0,56, при р≤0,001),что говорит о том, что высокая тревожность, возбудимость могут приводить к сниженному фону настроения у социальных работников, который в свою очередь является причиной повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной само -регуляции.