Политический дискурс в обучении рки студентов-иностранцев (уровень с1)
Введение
Диссертационное исследование посвящено разработке модели обучения русскому языку студентов-иностранцев в политической сфере на продвинутом уровне русского языка в сфере профессионального общения (РЯПО, уровень С1).
Актуальность данной работы связана с ростом информационно-коммуникационного пространства, в условиях которого наблюдается перенос профессионального общения из публичной в виртуальную среду. Это обуславливается изменениями в формах политического дискурса. Тенденция устно-письменной формы дискурса отображается в характерном использовании языковых средств, стиля общения и тактик – прецедентных феноменов, требующих определенного уровня языковой подготовки для полноценного общения и обмена информацией в политической сфере. Для удовлетворения коммуникативных потребностей современного иностранного специалиста в сфере политики и сформированности коммуникативной компетенции возникает необходимость в разработке теоретических, эмпирических и методических материалов.
Содержание
Введение 4
ГЛАВА I. Характеристика политического дискурса в русском языке 8
1.1. Определение понятия «дискурс» 8
1.1.1. Специфика определения понятия дискурса в западной лингвистике 10
1.1.2. Определения дискурса в современной русистике 11
1.2. Особенности политического дискурса 13
1.3. Стратегии и тактики влияния в политическом дискурсе 14
1.3.1. Тактики языкового воздействия на примере предвыборных дебатов 25
1.3.2. Импликатура как принцип политического общения 30
Выводы по главе I 32
ГЛАВА II. Лингвистический анализ речевого поведения российских политиков ..34
2.1. Понятие языковой личности 34
2.1.1. Речевой портрет В. В. Жириновского 35
2.1.2. Речевой портрет В. В. Путина 44
2.2. Характерные особенности жанров публичного и виртуального политического дискурса (на примерах заявлений М. В. Захаровой) 53
Выводы по главе II 69
ГЛАВА III. Лингводидактический аспект политического дискурса 71
3.1. Социально-коммуникативный контекст использования РКИ в политической сфере 71
3.1.1. Пользователи языка 71
3.1.2. Сферы общения 72
3.1.3. Темы общения 72
3.1.4. Ситуации общения 73
3.1.5. Коммуникативные задачи 73
3.1.6. Жанры письменной и устной речи в политической сфере 74
3.2. Формирование языковой компетенции 75
3.3. Формирование прагматической и дискурсивной компетенции 92
Выводы по главе III 95
Заключение 97
Список литературы: 99
Электронные ресурсы: 104
Список литературы:Акопова Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса. М.: Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского; Институт языкознания РАН, 2018. – С. 403.
Аникина О. В. Дискурс как объект обучения в курсе иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 2. 2011. С. 54-59.
Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1999. – С. 688.
Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика: учебник для вузов. – М., 2001.
Бородулина Н. Ю. Метафоры в языке науки // Вестн. Тамб. гос. техн. университета. – 2014. - №2. – С. 372-379.
Васильева Т. В., Ускова О. А. Особенности виртуального профессионального общения: стилевое пространство профессиональных социолектов. // Научные доклады высшей школы. №5. 2016.
Васильева Т. В., Ускова О. А. Русский язык в многоязычном мире: вопросы статуса и билингвального образования. – М.: Янус-К, 2016.
Виноградов В. В. О языке художественной прозы. Избранные труды. М.: Наука, 1988. 360 с.
Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М.: Прогресс, 1985. – С. 217-235.
Гронская Н. Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2003. Дейк Т. А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. С. 307.
Дмитриева Ю. Г. Методика обучения умениям интерпретации политического дискурса: автореф. дис. к. пед. н. М., 2021. - 23 с.
Дмитриева Ю. Г. Обучение студентов-политологов пониманию политического дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. - Вып. 1. – (830) - С. 87-92.
Забело Т. В. Лингвистическая специфика политического дискурса // Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы. М.: ИПК МГЛУ Рема, 2011. – С. 111-112.
Постулаты Грайса были направлены на манипулятивный вид коммуникации, на «воздействие на других людей и управление их поведением» [9]. Импликатурное общение считается престижным видом вербального речевого поведения, он широко распространен у образованных людей, так как для своевременного выявления многих скрытых смыслов необходим определенный уровень интеллектуального и культурного развития. В современном мире языковое манипулирование с помощью применения речевых импликатур повсеместно используется в любых сферах, однако в особенности оно активное в предвыборных дебатах, публичных выступлениях, всякого рода пропаганде, разных средствах массовой информации или, например, психологии. Если речь идет о речевой манипуляции, подразумевается субъективное описание окружающей действительности, то есть, её субъективная интерпретация.