Исторические и теоретические аспекты правового регулирования деятельности органов внутренних дел
Введение
Актуальность темы. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации является важной составляющей государственной правоохранительной службы и призвана выполнять задачи по обеспечению безопасности личности, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите прав и свобод человека и гражданина.Проведенная в нашей стране административная реформа привела к созданию нового законодательства о государственной службе. Существенно изменилось в последнее время и законодательство о службе в органах внутренних дел. В то же время, в условиях построения демократического правового государства усиливаются требования к деятельности органов внутренних дел, что, в свою очередь, вызывает необходимость дальнейшего развития нормативного правового регулирования службы в органах внутренних дел.Особенности современного этапа социально-экономического и политического развития нашей страны диктует необходимость глубокого теоретического исследования проблем правового регулирования государственной службы в органах внутренних дел. Важно, чтобы законодательство о государственной правоохранительной службе способствовало эффективному исполнению органами внутренних дел возложенных на них функций и успешному решению стоящих перед ними задач.
Содержание
Введение………………………………………………………………...................3
1. Исторические и теоретические аспекты правового регулирования деятельности органов внутренних дел……… ………………...…………..........6
1. 1. История развития правовых основ управления органами внутренних дел……………………….. …………………………………...………….....6
1.2. Понятие и структура органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе………………..………………………………..……9
2. Правовые основы деятельности органов внутренних дел …………...…..….13
2.1.Конституционные основы правового обеспечения правоохранительной службы (ОВД) ………………………………………………………………13
2.2. Правовая основа деятельности полиции Российской Федерации…..17
Заключение…………………………………………………..………...…………..26
Список использованных источников……………………………………….....…28
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (В редакции Законов Российской Федерации о поправке к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 № 23-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.02.2013 № 14-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 № 280-ФЗ) // Российская газета. - 2008. - № 266 (30 дек.).
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - 7 дек. (№ 275).
7. Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел» // Российская газета. - 2009. - 28 дек. (№ 251).
8. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.01.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Российская газета. - 2011. - 2 марта (№ 43).
9. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 15.01.2013 № 30) // Российская газета.
Для историков всегда были интересны проблемы становления и развития российской полиции. Тем не менее, анализ множества различных источников по истории полиции и милиции позволяет сделать вывод, что, начиная с 1917 г. по 1970-е гг. собственно истории полиции Российской империи внимания практически не уделялось.Тем не менее, в 70-х гг.. XX в. ситуация несколько изменилась, хотя основное внимание было уделено все же различным органам политического сыска. Существует достаточно много вариантов периодизации развития отечественной полиции. За основу классификации принимаются, как правило, либо достаточно длительные периоды, характеризующиеся существенными отличиями в государственном устройстве, либо достаточно узкие периоды развития государства [1], характеризующиеся изменениями непосредственно в структуре или в функциях органов полиции, либо исследуется история возникновения и становления конкретных полицейских служб и органов [2]. Так, например, согласно «Историческому очерку образования и развития полицейских учреждений в России» можно выделить три периода: удельно-вечевой, Московский и Императорский. Первый период - удельно-вечевой характерен тем, что полицейские полномочия были сосредоточены «главным образом в руках частных лиц и церкви» и ограничен рамками с момента возникновения Киевской Руси и до ее распада. Второй период - московский ознаменовался зарождением нормативно-правовой базы и существованием как местных, так и центральных полицейских учреждений. И третий этап - Императорский характеризуется соответственно тем, что вся полицейская деятельность сосредоточена в руках центральной власти.Министерство внутренних дел (МВД) образовано в России в 1802 г. Изначально оно было наделено достаточно широкими функциями. Так, на МВД, помимо собственно охранно-карательной функции, возлагались разнообразные административно-хозяйственные вопросы. Министерство полиции выделилось из ведомства внутренних дел в 1810 г. Надзор за «иностранными вероисповеданиями» был передан отдельному управлению. В Министерстве создаются канцелярия и целый ряд департаментов (почтовый, мануфактур и внутренней торговли, государственного хозяйства и публичных зданий и т.п.). В 1819 г. аппарат Министерства полиции вновь был введен в состав МВД. Центральным органом политического сыска в стране стала Особенная канцелярия МВД. Данный орган политического сыска был упразднен в 1826 г. в связи с созданием Третьего отделения «Собственной его императорского Величества канцелярии».