Контактные зоны наземного и подземного пространства. Градостроительные и архитектурно-планировочные принципы формирования
Введение.
Актуальность темы исследования.
С ростом городов и их урбанизации, процесс освоения подземного пространства является естественным и закономерным. Постоянное изменение городской среды и застройка новых территорий связаны, в первую очередь, с изменением потребностей населения и требований к самому городу. Научно-технический и социальный прогресс требует территориально-пространственных ресурсов для повышения качества жизни населения – строительства новых объектов, необходимых для удовлетворения нужд жителей, улучшения состояния окружающей среды и создания новых рекреационных зон, а также, обеспечения безопасной городской среды. Использование подземного пространства – возможность увеличения градостроительного потенциала территорий, т.к. многие мегаполисы со сверхплотной застройкой не обладают территориальными ресурсами для обеспечения автодорогами и прочими объектами в необходимой мере (например, Москва). В первую очередь, это актуально в исторических районах города с пам
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 4
ГЛАВА I. ОСВОЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА.
1.1 История освоения подземных пространств………………………………... 9
1.2 Характеристика подземных пространств. Преимущества и недостатки.. 15
1.3 Контактные зоны…….. ……………………………………………………. 21
1.4 Зарубежный и отечественный опыт………………………………………. 25
1.5 Выводы по 1 главе………………………………………………………….. 33
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТАКТНЫХ ЗОН.
2.1 Классификация контактных зон…………………………………………… 35
2.2 Элементы взаимосвязи наземного и подземного пространства………… 40
2.3 Градостроительные принципы формирования контактных зон………… 47
2.4 Выводы по 2 главе…. 52
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВА. ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА УЛИЦЕ НОВЫЙ АРБАТ.
3.1 Анализ сложившейся ситуации в освоении подземного пространства г. Москва…………………………………………………………………………... 53
3.2 Формирование контактных зон в г. Москва……………………………… 61
3.3 Проектное предложение по созданию контактной зоны по улице Новый Арбат…………………………………………………………………………..… 66
3.4 Выводы по 3 главе………………………………………………………….. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 72
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………………...……… 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 75
Список литературы:
1. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика. Градостроительные особенности развития систем подземных сооружений. – Москва, Стройиздат, 1979.
2. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика и город: учеб. Пособие. М.:МИКХиС, 2005.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
4. Веретенников Д.Б. Архитектурное проектирование. Подземная урбанистика: учебное пособие. – М. : Форум : 2015.
5. Келемен Я., Вайда З. Город под землей / пер. с венг. С.С. Попова; под ред. Г.Е. Голубева. М.: Стройиздат, 1985.
6. Лысиков Б.А., Каплюхин А.А. Использование подземного пространства. Донецк: Норд-Пресс, 2005.
7. Конюхов Д.С. Использование подземного пространства. Учебное пособие для вузов. – Москва, Архитектура – С, 2004.
8. Пономарев А.Б. Реконструкция подземного пространства. Учебное пособие. - М.: Ассоциации строительных вузов, 2006.
9. Коротаев В.П. Москва: градостроительный потенциал подземного пространства // Градо: журнал о градостроительстве и архитектуре. 2011. № 2.
10. «Подземный эксперт» [Электронный ресурс]: 2012-2016. URL: http: //www.undergroundexpert.info/
11. Urban Design Group [Электронный ресурс]: 2011. URL: http://www.udg.org.uk/
12. Sustainablecitiescollective [Электронный ресурс]: 2012-2016. URL: http://www.sustainablecitiescollective.com/big-city/214791/maximising-potential-subterranean-cities
13. UNDERGROUND URBANISM. Architectur
Система пешеходных зон Торонто вписана в его городской центр, распространяется как лабиринт и имеет 5 блоков в ширину и 10 блоков в длину. Эта система представляет собой группу отдельных зданий, которые связаны друг с другом подземными переходами. Система выполняет множество функций, объединяя в себе зоны передвижения, торговые области, офисные и досуговые центры. Здесь открытая часть подземного пространства используются на основе договоров с муниципальными властями. Система сетей имеет открытую структуру, в которой наземный и подземный уровни связаны органически. История возникновения восходит к 1900 году, когда главный офис компании Eoton, располагавшейся на улице Yonge, и его пристройки были соединены под землей. Пять подземных пешеходных переходов были построены к 1917 году. Когда открылась станци