Способы толкования норм права. Понятие и общая характеристика
Введение
Основным принципом любого правового государства является превосходство закона во всех сферах жизни государства. Реализация и особенно применение правовых норм невозможны без предварительного познания смысла правовых установлений. Как известно, законы создаются для того, чтобы они применялись и реализовывались. Толкование правовых норм - необходимая предпосылка их применения. Таким образом, правильное толкование законов является залогом их верного и эффективного применения. Неправильное истолкование норм права влечет нарушение законности, а также является достаточным основанием для их отмены или изменения.Актуальность данной темы заключается в том, что толкование права помогает установить точное содержание нормы права. Это обязательное условие эффективности и законности процесса упорядоченности общественных отношений и реализации права, то есть, любое ошибочное и необоснованное истолкование правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах, ведет к принятию необоснованных и незаконных решений. Поэтому необходимо устанавливать точный смысл правовых норм, чтобы избежать тех самых незаконных решений.
Введение. 3
Глава 1. Понятие и значение толкования права. 5
1.1. Понятие и принципы толкования права. 5
1.2. Функции и необходимость толкования права. 8
1.3. Приемы толкования права. 10
Вывод. 16
Глава 2. Способы и виды толкования права. 18
2.1. Способы толкования права. 18
2.2. Толкование норм права по объекту. 23
2.3. Толкование норм права по субъекту. 30
2.4. Акты толкования права. 32
Вывод. 36
Заключение. 38
Список литературы……………………………………………………….41
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ 1994 №51-ФЗ
Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ 1996 №63-ФЗ
Семейный кодекс Российской Федерации// СЗ РФ 1995 №223-ФЗ
О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г.// Справочная система КонсультантПлюс
Об Арбитражных Судах в Российской Федерации: ФКЗ РФ от 28 апреля 1995 г. // Справочная система КонсультантПлюс
В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка том 4 // М 1980 г.
С.И. Ожегов Словарь русского языка // М 1984 г.
Большой юридический словарь под редакцией А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских // М 2000 г.
Теория государства и права // под редакцией В.К. Бабаева // М 2001г
Л.В. Соцуро. Различие между неофициальным и официальным толкованием права // Юрист 1999 г. № 7
В.В. Кожевников. Толкование норм права // Юрист 2000 г.
В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик. Теория государства и права в схемах и определениях // М 1998 г.
Р.Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для вузов // М 2001 г.
А.Ф. Черданцев. Теория государства и права: учебник для вузов // М 2002 г.
Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов // под радакцией А.С. Пиголкина. М 1996 г.
В.Н. Хропанюк. Теория государства и права // Под общей редакцией В.Г. Стрекозова. М. 2001 г.
Л.Н. Спиридонов Теория государства и права: учебник // М. 2001 г.
Ж.-Л. Бержел. Общая теория государства и права // Под редакцией В.Н. Даниленко. М 2000 г.
Л.А. Морозова. Теория государства и права: учебник // М 2002 г.
В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации»[1]. В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.Одним из подвидов официального толкования является нормативное толкование. Оно « предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов»[2]Нормативное толкование правовых актов дается на основе широкого изучения и обобщения юридической практики. Оно не «привязывается» к одному какому-либо случаю. Оно подается в общей форме, практически в виде новой нормы. Субъект нормативного разъяснения, основываясь на собственном убеждении, учитывая имеющиеся мнения и сложившуюся практику, преследует цель обеспечения в дальнейшем единообразного понимания и применения толкуемой нормы.