Тенденции развития глобальных цепочек добавленной стоимости. Участие Китая в формировании ГЦС
ВВЕДЕНИЕ
В 1985 году М. Портер ввел понятие модели цепочки создания стоимости, таким образом он заложил начало для новой парадигмы развития теорий и моделей международной торговли. Претерпев сложную и многоступенчатую эволюцию теории возникло понятие глобальной цепочки добавленной стоимости (ГЦДС), под которой сейчас принято понимать последовательное выполнение отдельных видов действий, направленных на создание и дистрибуцию товара конечного потребления, причем эти действия выполняются в двух и более странах мира, каждая из которых приращивает продукту или его компоненту определенный объем добавленной стоимости. Одно только определение не может раскрыть всей сути данного явления, которое стало воплощением всех мировых тенденций торговли. Глобальные цепочки добавленной стоимости – это новая форма конкуренции и увеличения степени влияния страны на мировой арене. Также участие страны или региона в глобальных цепочках добавленной стоимости открывает перед ними новые возможности, которые они не имели ранее, теперь для торговли отсутствие природных ресурсов, труда или капитала больше не является ограничением для взаимовыгодных торговых отношений. Страна или многонациональная компания (МНК) теперь может сконцентрироваться на отдельном сегменте ГЦДС и добиться в нем наивысшего уровня влияния, повысив таким образом свой уровень конкурентоспособности. Именно конкурентная борьба и различия в наделенности природными ресурсами между странами главным образом и обусловили активное развитие глобальных цепочек добавленной стоимости.Актуальность темы подтверждается тем, что ГЦДС были подробно исследованы и рассмотрены в работах таких зарубежных ученых, как М.Портер, Г.Джереффи, В.В.Леонтьев и др.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ5
1.1 Предпосылки и выгоды участия в ГЦДС. Проблема двойного учета и торговых дисбалансов в классической статистике мировой торговли5
1.2 Аргументы в пользу изучения мировых торговых потоков в терминах ГЦДС10
ГЛАВА 2. КИТАЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПОЧКАХ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ12
2.1 Китай в глобальных цепочках стоимости: некоторые факты12
2.2 Трансформация глобальных цепочек добавленной стоимости в условиях пандемии COVID-1919
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебники, монографии, периодические издания:
1. Баландина Г. В., Спартак А. Н. Перспективы и ограничения участия России в региональных и глобальных цепочках стоимости //Российский внешнеэкономический вестник. – 2017.
2. Волгина Н. А. Глобальные цепочки стоимости, индустриализация и промышленная политика //ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017.
3. Дубовец И. А., Скирко Н. И. Использование кумуляции в глобальных цепочках добавленной стоимости. – 2020.
4. Киселев В. Н. Глобальные цепочки добавленной стоимости: вызовы и перспективы для российской науки и инноваций //Инновации. – 2017.
5. Найденова Н. В., Шкрябина А. Е. Тенденции развития международной торговли под влиянием глобальных цепочек создания стоимости //Московский экономический журнал. – 2019.
6. Романчук А. Ю., Лукин С. В. Глобальные цепочки создания стоимости в условиях развития новейших технологий. – 2019.
7. Цигелкова Е., Платонова И. Н., Фролова Е. Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости //Экономика региона. – 2019.
8. Эпов И. С. Глобальные цепочки стоимости как инструмент повышения эффективности корпораций в условиях обострения конкурентной борьбы //Школа Науки. – 2018.
Электронные ресурсы:
9. По данным статистики UNCTADstat [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/ (дата обращения: 19.05.2021).
10. Рогатых Е. Глобальные цепочки добавленной стоимости и их влияние на развитие национальной экономики // Итоги, проблемы и перспективы экономической глобализации в мире: материалы секции X конвента РАМИ (8–9 декабря 2016 г., г.Москва). 2016. № 4(39). [Электронный ресурс]. URL: www.mirec.mgimo.ru/(дата обращения: 19.05.2021).
Иностранная литература:
11. COVID-19: Implications for business. URL: https://www.mckinsey.com/ (дата обращения: 20.05.2021).
12. Global Trade Impact of the Coronavirus (COVID-19) Epidemic.
Чтобы наглядно продемонстрировать всю важность учета мировой торговли в терминах добавленной стоимости, приведем известный пример с торговлей iPhone между Китаем и США. Важно понимать, что измерение торговли добавленной стоимостью не изменяет общий торговый баланс страны с остальным миром, а перераспределяет излишки и дефициты между странами-партнерами (см. Рис. 1). Когда двусторонние торговые балансы измеряются в валовом выражении, дефицит с конечными производителями товаров (или сальдо экспортеров конечных продуктов) завышается, поскольку он включает в себя стоимость иностранных материалов и комплектующих. Таким образом, торговый дисбаланс наблюдается и со странами, которые поставляли материалы и компоненты для конечного производителя. По мере того, как государственное давление в целях восстановления торгового баланса в контексте сохраняющегося дефицита усиливается, существует риск введения протекционистских ответных мер, которые будут иметь воздействие на страны, находящиеся в конце цепи создания добавленной стоимости из-за неточного восприятия происхождения торговых дисбалансов. Итак, согласно примеру, проиллюстрированному на Рисунке 1, предполагается, что 10 млн готовых iPhone экспортируются из Китая в США, причем ранее США ввезли в Китай частей и комплектующих для производства этих смартфонов на сумму 229 млн долл. По статье торговли iPhone между Китаем и США образовывается торговый дефицит в размере 1646 млн долл. для экономики США (рассчитывается как разница между американским экспортом промежуточных товаров в Китай - 229 млн долл. - и американским импортом собранных iPhone - 1875 млн долл.). В общем, между Китаем и США существует только дефицит. Однако в терминах торговли добавленной стоимостью Китай добавляет лишь небольшую долю своей внутренней добавленной стоимости в готовый iPhone, соответствующую стоимости сборочных работ. Согласно Рисунку 1, большая часть компонентов и комплектующих iPhone поставляется из стран за пределами Китая. Торговый дефицит США связан не только с Китаем, но также с Тайванем, Германией, Кореей и остальным миром. Общий же торговый дефицит (по отношению к миру) остается неизменным и составляет 1646 млн долларов.