Применение таможенных пошлин и налогов в свободной таможенной зоне
ВВЕДЕНИЕ
Мировой опыт развития международных экономических отношений нельзя представить без функционирования свободных экономических зон - части государственной территории, на которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю.Посредством создания ОЭЗ государство внедряет новые инструменты налоговой, инвестиционной и бюджетной политики страны, отличные от существующих за пределами зоны. Система льгот, устанавливаемых в ОЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми в ОЭЗ программами и проектами.Важную роль здесь играет предоставление резидентам налоговых и таможенных преференций в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин налогов, снижения налогооблагаемой базы, уменьшения налоговой ставки, отсрочка в уплате налоговых и таможенных платежей, предоставляемая таможенным режимом свободной таможенной зоны и др.Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. Теоретические аспекты применения таможенных пошлин и налогов в свободной зоне. 5
1.1.Понятие и содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ее нормативно-правовое регулирование. 5
1.2. Таможенно - тарифное регулирование товаров помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.. 9
Глава 2.Особенности применения таможенных пошлин и налогов в свободной таможенной зоне. 17
2.1. Практика применения таможенных пошлин и налогов в таможенной процедуре свободной таможенной зоны и при ее завершении. 17
2.2. Проблемы применения таможенных пошлин и налогов в свободной таможенной зоне на примере Крымского федерального округа и пути их решения. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999). Собрание законодательства РФ. 08.08.2011. №32. ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений).
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (Начало действия документа – 01.01.2018). – Официальный сайт Евразийского экономического союза, URL: http://www.eaeunion.org/.
Об отнесении сахара белого, являющегося иностранным товаром, к товарам, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и к товарам, в отношении которых не применяется таможенная процедура свободного склада: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2019 № 45. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19sr0045/
О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 88. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17sr0088/
Ахмедзянов Р.Р., Алексеева Е.В., Филиппов М.И., Мосеенкова А.О. Таможенно - тарифное регулирование в особых экономических зонах // Московский экономический журнал. 2019. №13. – С.89-96
Безпалов В.В., Ломакина Е.А. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК. - 2015. - № 1 (45). С. 1-8.
Грачева, Ю. А. Понятие и содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ее нормативно-правовое регулирование / Ю. А. Грачева // Современная Российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 23 февраля 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 170-172.
Функционирование особых экономических зон сопровождается предоставлением резидентам налоговых льгот, хоть и не самых больших в мировой практике, но, тем не менее, дающих уникальную синергию предпринимательского потенциала ОЭ. Конкурентным преимуществом ОЭЗ для инвесторов является снижение их начальных издержек до 30 % от сумм капитальных вложений за счёт предоставления государством налоговых льгот, а также социальных льгот и строительства за счёт средств федерального и регионального бюджетов объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры. Всё это является достаточно привлекательным для инвесторов, готовых стать резидентами ОЭ, вести свой бизнес на этих территориях, реализовывать новые проекты и создавать конкурентоспособную качественную продукцию.В отношении резидентов свободных экономических зон государств - членов ЕАЭС также установлен и действует ряд льгот. В Республике Беларусь при реализации резидентами за пределы государства нерезидентам или другим резидентам товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ прибыль резидентов СЭ, полученная от указанной реализации, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение десяти ле. В дальнейшем «налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 % общеустановленной ставки, но не более чем по ставке 12% (с 1 января 2012 года ставка налога на прибыль в отношении указанной реализации составляет 9 %)» .
В Республике Казахстан для участников СЭЗ «Парк инновационных технологий» предусмотрены льготы: уменьшение на 100 % социального налога; увеличение предельной нормы амортизации, применяемой в целях налогообложения, в отношении программного обеспечения - с 15 до 40%.В Республике Армения, например, в СЭЗ «Альянс» резиденты освобождаются от всех налогов, включая налоги на дивиденды, кроме налога с фонда оплаты труда. Помимо этого, резиденты освобождаются от всех валютных ограничений, им предоставляется право репатриации инвестиционных капиталов и прибыли.В Киргизской Республике для резидентов СЭЗ среди различных льгот и преимуществ можно выделить оплату за право осуществления деятельности на территории СЭЗ в качество субъекта СЭ, устанавливаемую в размере 0,5-2 % выручки от реализации товаров, работ и услуг .