Опыт развития свободных экономических зон китая: возможности и перспективы его использования в россии
ВведениеАктивное включение различных мировых держав в международные экономические отношения привело к созданию и широкому распространению свободных экономических зон во всем мире, что в свою очередь повлекло за собой вовлечение национальных экономик в международные связи. Как демонстрирует мировой опыт развития свободных экономических зон, любой тип СЭЗ предполагает взаимосвязь с экономическим потенциалом того государства, в котором она функционирует. СЭЗ помогают разрабатывать и реализовывать широкие стратегии экономических реформ и преобразований, что позволяет рассматривать их в качестве экспериментальных лабораторий по реализации промышленной политики и различных подходов к поддержке предпринимательства. Зачастую какая-либо инновационная политика проходила тестирование своей пригодности к использованию сначала в пределах СЭЗ, прежде чем распространялась по всей национальной экономике.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования специальных экономических зон 5
1.1Специальные экономические зоны – сущность, виды 5
1.2 Мировой опыт функционирования СЭЗ 11
Глава 2. Возможность использования китайского опыта для развития ОЭЗ в России 18
2.1 Формирование специальных экономических зон в Китае 18
2.2 Позитивные и негативные факторы СЭЗ для китайской экономики, перспективы развития СЭЗ Китая 24
2.3 Формирование и развитие особых экономических зон в России 29
2.4 Позитивные и негативные результаты работы российских особых экономических зон 34
2.5 Возможность использования китайского опыта для развития свободных экономических зон России 43
Глава 3. Зоны новых и высоких технологий Китая как инструмент формирования инновационной инфраструктуры китайской экономики (на примере АО «РОББО») 48
3.1 Характеристика АО «РОББО» 48
3.2 Возможности и условия, предоставляемые зонами новых и высоких технологий Китая для АО «РОББО» 52
Заключение 64
Список использованных источников 66
Список использованных источниковО порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон: Постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. N 643 (с изменениями и дополнениями)//Правительство России официальный сайт. – URL: http://government.ru/docs/23797/ (дата обращения:01.04.2023)
Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Законодательство Российской Федерации. Сборник основных федеральных законов РФ URL: https://fzrf.su/zakon/ob-osobyh-ehkonomicheskih-zonah-116-fz/ (дата обращения 27.11.2022)
Об утверждении критериев создания особой экономической зоны: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 398// Правительство России официальный сайт. - URL: http://government.ru/docs/all/81966/(дата обращения:01.04.2023)
Арская, Е.В, Кравченко, Л. Н., Усатова Л.В. Этапы возникновения и развития свободных экономических зон/Е.В. Арская, Л.Н. Кравченко, Л.В. Усатова//Научные ведомости. Серия Экономика. Информатика. -2018. -Т.45.- №3-С. 442-449.
Ван Сичжэ Свободные экономические зоны Китая: история и современность/ Ван Сичжэ//Информация и инновации. - 2020.-Т.15, №4.- С. 84-90.
Васильев, А.Н., Щукина, А.Я. Сравнительный анализ эффективности деятельности СЭЗ в России/ А.Н. Васильев, А.Я. Щукина// Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2019.-Т.2.-№1. -С.5-13.
Годовой обзор состояния и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2018 г. / Торгпредство РФ в КНР.
Развитие экономики Китая столь быстрыми темпами во многом обусловлено активным формированием специальных экономических зон на территории страны, грамотным подходом к их организации и непрерывной модернизацией. Обсуждение СЭЗ с точки зрения официальной идеологии опиралось в первую очередь на ленинские идеи о концессиях и государственном капитализме, где центральной темой была политика приглашения иностранных капиталистов для получения концессий и их предоставление не считалось опасным для социализма, следуя классической традиции марксизма.
В 1979 г., преследуя цель развития национальной экономики при помощи использования инструмента иностранных инвестиций, по инициативе Дэн Сяопина членами ЦК КПК было принято решение о проведении открытой внешнеэкономической политики, вслед за которой в 1980 году было организовано 4 специальные экономические зоны: Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай и Сямынь.