Роль семейных факторов в психосоматических расстройствах подростков
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время все большую актуальность приобретает психосоматический подход в определении причин возникновения и течения заболеваний у детей. Постоянно возникающие стрессовые и психотравмирующие обстоятельства и требования, предъявляемые социальной, а нередко и семейной средой, ослабляют иммунитет ребенка, способствуют снижению резистентных сил организма и, как следствие, приводят к возникновению заболеваний.
Состояние здоровья ребенка определенным образом отражает качество семейных отношений: болезнь ребенка может быть единственным способом адаптации к условиям жизни в семье и сообщением о семейной дезорганизации. Не умея вербально выразить собственную точку зрения или недовольство ситуацией, ребенок выражает внутреннюю дисгармонию через тело. Различные психосоматические нарушения могут возникать у ребенка в ответ на конфликтную ситуацию.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы влияния семьи на психосоматические расстройства у подростков 5
1.1. Подходы к определению понятия «психосоматическое заболевание» 5
1.2. Семья в современном обществе и ее влияние на подростков 7
ГЛАВА 2. Влияние семейных факторов на возникновение и течение психосоматических заболеваний у подростков 12
2.1 Родительская критика и элиминирование эмоций, и их влияние на психосоматические расстройства у подростков 12
2.2 Привязанность подростков к родителям и ее влияние на психосоматические расстройства у подростков 17
2.3 Лечение психосоматических расстройств у подростков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлександровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства: руководство для врачей / Ю. А. Александровский. - Изд. 4-е, перераб, и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 707 с
Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков: (Клиника, патогенез, систематика и дифференцир. терапия) / Ю. Ф. Антропов. - Москва: Б. и., 2019. - 198 с
Белялов, Ф.И. Психосоматика / Ф. И. Белялов. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 399 с
Вербина, Г.Г. Основы психосоматики: учебное пособие для вузов / Г. Г. Вербина, О. Г. Рындина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова". - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2017. – 319 с
Вострокнутов, Н.В. Повышение компетентности родителей в ранней диагностике дезадаптивных форм поведения подростков с психосоматическими расстройствами: учебно-методическое пособие / Н. В. Вострокнутов, И. И. Михайлова; Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-т социальной педагогики" Российской акад. образования. - Москва: Современное образование, 2023. - 87 с
Исаев, Д.Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031500 - тифлопедагогика, 031600 - сурдопедагогика, 031700 - олигофренопедагогика, 031800 - логопедия, 031900 - специальная психология, 032000 - специальная дошкольная педагогика и психология / Д. Н. Исаев. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2023. - 469 с
Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. - Санкт-Петербург: Речь, 2018. - 400 с
Проще говоря, от подростков часто ожидают, что они преуспеют. Неудивительно, что недавние количественные исследования показывают, что подростки испытывают более высокий уровень воспринимаемого стресса по сравнению с взрослыми.
Растущее количество исследований в области стресса и его влияния на подростков указывает на давление в ближайших контекстах (например, дома) как на значительный стрессор, связанный с усилением социально-эмоциональной дисфункции. В частности, у родителей, которых считают крайне критическими, чаще встречаются подростки, сообщающие о более высоком уровне проблем интернализации и экстернализации. Подростки могут быть очень чувствительны к такой практике воспитания, чем взрослые.
Более того, родители, которые отдают предпочтение академическим достижениям своих детей, а не честности и благополучию, могут приносить больше вреда, чем пользы.