Особенности профессионального самоопределения у юношей и девушек (16-18 лет), занимающихся волонтерской деятельностью

Целью исследования: выявить особенности профессионального самоопределения у девушек и юношей 16-18 лет, занимающихся волонтерской деятельностью
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
13.08.2022
Объем файла
343 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность и постановка проблемы: В условиях современного мира актуальность профессионального самоопределения старшеклассников и первокурсников безгранично растет. Внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни привело к исчезновению древних и появление свежих профессий на рынке труда. В связи с этим неизбежно увеличилась конкуренция, увеличились требования к специалистам, и появилась потребность в непрерывном повышение своего профессионального уровня.
Нынешним выпускникам школ становится все тяжелее совершить сознательный и ответственный выбор своего дальнейшего профессионального пути. Они предпочитают перекладывать ответственность на старших и руководствуются мнением своих друзей о престижности профессий. Подобный подход малоэффективен и способен привести к грубым, а иногда и трудно исправимым ошибкам.

Оглавление
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1.Основные подходы к изучению особенностей профессионального самоопределения…………………………………………………………………7
1.1 Определение и основные типологии профессионального самоопределения……………………………………………………………7
1.2 Профессиональное самоопределение: модели и структурные компоненты………………………………………………………………………11
Глава 2. Волонтерство как ресурс в процессе поиска профессионального самоопределения………………………………………………………………..13
2.1. Определение и виды волонтерства: обзор основных статистических показателей…………………………………………………………………13
2.2 Волонтерство как ресурс профессионального самоопределения…………………………………………………………...17
Выводы…………………………………………………………………………...21
3. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек(16-18) лет занимающихся волонтерской деятельностью ……………………………………………………………….22
3.1 Организация исследования, обоснование выборки, методов и методик…………………………………………………………………………..22
3.1.1 Методологический аппарат исследования………………………22
3.1.2 Характеристика выборки ………………………………………...24
3.1.3 Методы исследования ……………………………………………25
3.2 Анализ результатов исследования……………………………………29
3.2.1 «Методика определения мотивации учения» (Каташев В.Г.).....30
3.2.2 Методика «Личный профессиональный план» (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер) ………………………………………………..33
3.2.3 Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности(Л.А. Йовайши)………………………38
Выводы …………………………………………………………………………44
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованной литературы………………………………………47

Литература:

1. http://cafrussia.ru/ 

2. Anderson S. Psycho-Educational Processes as Strategies for Students Presenting with Emotional and Behavioural Disorders // American International Journal of Contemporary Research. 2012. Vol. 2, № 7. July. P. 99–108.

3. Buunk B. P.  Affiliation and Helping Interactions within Organizations: A Critical Analysis of the Role of the Social Support with the Regard to Occupational

4. https://dobro.ru/news/6132-vdohnoviteli-strany2

5. https://fadm.gov.ru/ Stress // European Review of Social Psychology. 1990. Vol. 1. P. 293–322.

6. Антохина А. В. Организация волонтерского профориентационного проекта в школе по формированию профессионального самоопределения старшеклассников // Наука через призму времени. – 2018. – № 1 (10). – С. 207-209.

7. Ахметгалеев  Эдуард Денисович “Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении”. 

8. Ахметгалеев Э. Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении: дисс. … канд. пед.наук. – Казань, – 2009. – 212 с.

9. Будникова С.П. Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. C. 14—22. doi: 10.17759/pse.2017220502

10. Волгунов В.А., Даль Л.В., Маркеева М.В. “ Потенциал волонтерской деятельности в обеспечение профессионального самоопределения студентов”. 2017  Т.7. 32 №7

11. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления.

12. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 2. С.42–45.

13. Дубровина, И. В. Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников // Гуманизация образования. – 2010. – № 8. С. 8–14 p

14. Дьячкова Т.В., Зарниченко Н.В. Вовлечение подростков в волонтерское движение как средство противодействия ассоциальным группировкам // ОБЗОР.НЦПТИ. 2018. № 1. С. 70—79.

15. Екимова С. Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно- профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: дис. …канд. пед. наук. – Хабаровск, 2010.– 228 с.

16. Загладина Х. Т., Шульгина И. Б. Волонтёрство: шаг за шагом: дополнительная общеразвивающая программа для профессиональных образовательных организаций / Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 40 с. — (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).

17. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3.

18. Ильина, О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». – 2014. – Т. 6, № 3. – С. 255–263

19. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 3. С. 5–15.

20. Л. Б. Шнейдер «Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду»

21. Лебидь, Н.В. История жизни отряда юных инспекторов движения [Текст] / Н. В. Лебидь// Региональная школа управления. - 2020. - №6. - С.18-21.

22. Официальный сайт Минэкономразвития России. https://economy.gov.ru/material/news/chislo_volonterov_v_rossii_uvelichilos_bolee_chem_v_pyat_raz_za_8_let.html

23. Педагогический терминологический словарь https://pedagogical_dictionary.academic.ru/

24. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017) [Электронный ресурс]. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56617732/ (18.04.2018). Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года

25. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2008. 

26. Пряжникова Е. Ю. О развитии профессионального самоопределения в России // Школьный психолог №40, 2000. с. 3-6. 

27. Психология профессионального самоопределения - Климов Е.А- 2004

28. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 4. С. 39–51.

29. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 4. С. 39–51.

30. Тихомиров М.Ю. Стратегии профессионального самоопределения современных студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

31. Шнейдер Л. Б. Профессиональная иден­тичность: структура, генезис и условия ста­новления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001.

32. Шнейдер Л. Б. Экспериментальное изуче­ние профессиональной идентичности. М., 2000. 

33. Шутова Е.П., Великанова А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии//Вестник университета. 2021. № 10. С. 187–194.

Каждая шкала соответствует своему уровню. Шкала, по которой будет набрано максимальное количеству баллов, обозначит уровень мотивации обучения. При одинаковом количестве баллов по нескольким шкалам, приоритет отдается номинально более высокому уровню мотивации.  Высокие уровни мотивации значимы от 33 баллов и выше.
Поскольку первый уровень относится к нехарактерным для обучающихся, интерпретации подвергаются только второй, третий и четвертый уровни. Средний уровень мотивации  соответствует первому уровню и второй строке таблицы; нормальный уровень мотивации соответствует второму уровню и третьей строке таблицы; высокий уровень мотивации соответствует третьему уровню  и четвертой строке таблицы.