Организация тренировочных занятий по художественной гимнастике в группе начальной подготовки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, который заключается в выполнении различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета или с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) под музыкальное сопровождение. Специфика данного вида спорта проявляется в выполнении сложно-координационных, технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию. Предметом оценки на соревнованиях по художественной гимнастике служит качество выполнения упражнений, оцениваемое баллами. В связи с этим, на каждой ступени спортивного совершенствования на соревнованиях исполняются различные, все более трудные и сложные элементы упражнения. Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью и растяжкой, высоким толчком и хорошей координацией движений, музыкальностью - и все это добивается путем регулярных тренировок под контролем тренера. На сегодняшний день правила по художественной гимнастике очень сильно усложнились. Появились новые, сложные и комбинированные элементы ( по правилам Федерации художественной гимнастики РФ, которые появились из-за невозможности выступать на Международных соревнованиях), исполнение их на обе ноги (50% на не рабочую), которые требуют хорошую физическую подготовку. А в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, выстраивается личность обучающегося. Именно поэтому, тема организации тренировочных занятий юных гимнасток является актуальной на сегодняшний день.Целью исследования явилось раскрыть особенности организации тренировочных занятий по художественной гимнастике в группе начальной подготовки в аспекте совершенствования физических качеств.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК…………………………………………………..6
1.1 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ………....6
1.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………………7
1.3 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК ….....9
1.4 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И РАННЕГО ШКОЛЬНОГО………………………………………………………14
1.5 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА……………………………19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………22
2.1.МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………22
2.1.1 ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 22
2.1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ………………… 22
2.1.3 ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ……………23
2.1.4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ………………… 25
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ...……………………………25
2.2.1 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОКИ ГИМНАСТОК…………………………………………………..26
2.2.2РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ……………………………….…26
2.2.3РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ДО ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА……………………………………27
2.2.4 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОКИ ГИМНАСТОК…………………………………29
2.2.5 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА……………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин – М.: Просвещение, 1990.
Ветков, Н.Е. Курс лекций по физической культуре / Н.Е. Ветков - Орел: НИЦ МАБИВ, 2015.
Винер-Усманова, И.А. Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Е. Медведева, Р.Н. Терехина – М.: Человек, 2014.
Дороновой, Т.Н. Спортивная гимнастика: учебное пособие / Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т. И. Гризик, 2009
Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2008.
Карпенко, Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой: учебное пособие / Л.А. Карпенко - СПб.: СПбГАФК, 1998.
Карпенко, Л.А. Художественная гимнастика / Л.А. Карпенко – М.: 2003.
Коллектив авторов, Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб: Питер, 2014.
Котлановский, А.П. Общая физическая подготовка / А.П. Котлановский - М.: ЦС «Динамо», 1986.
Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б.Х. Ланда - М: Советский спорт, 2004.
Лисицкая, Т.С. Художественная гимнастика / Т.С. Лисицкая - М.: Физкультура и спорт, 2004.
Лях, В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. - 2000, № 4.
Немов, Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2013.
Никитушкин, В. Г. Спорт высших достижений: теория и методика: учебное пособие / В. Г. Никитушкин, Ф.П Суслов – М.: Спорт, 2017.
Огородова, Т.В. Психология спорта: учебное пособие / Т.В. Огородова – Ярославль: ЯрГУ, 2013.
Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин - М.: Фис, 1970.
Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов - К.: Олимпийская литература, 2004.
Систематичность и постепенность основываются на положении физиологии о постепенном изменении и перестройке органов и систем человека под влиянием физических упражнений. Этот принцип заключается в систематичности и регулярности тренировочных занятий, постепенности и последовательности изучения способов, вариантов и видов упражнений художественной гимнастики.Регулярность занятий, систематичность в тренировке, рациональность и последовательность применения упражнений -ускоряют овладение новыми двигательными навыками. В художественной гимнастике принцип систематичности и постепенности обеспечивается непрерывностью, круглогодичностью тренировочного процесса. Многолетнее планирование предполагает длительное, поэтапное совершенствование общей и специальной физической подготовленности и технического мастерства[2, C.11].Понятие систематичности тренировочного процесса трудно отделить от его последовательности и постепенности. В основе систематичности лежит разумное чередование работы и отдыха, тренировочных циклов разного содержания и направленности. Систематически, но постепенно решаются спортсменом определенные двигательные задачи, изучаются элементы техники.Последовательность основана на простых педагогических правилах «от простого к сложному», «от легкого к трудному» и «от известного к неизвестному». Систематичность, последовательность и постепенность лежат в основе планирования спортивной тренировки в художественной гимнастике и осуществляются в недельном, месячном, годичном тренировочных циклах, предполагая систематическое, последовательное, но постепенное повышение тренировочных нагрузок, увеличение их объема и интенсивности. При этом имеют в виду не механическое (от недели к неделе) увеличение тренировочных нагрузок, а их ступенчатое, волнообразное развитие с достаточными периодами восстановления [18, C.21].