Административные наказания. Понятие, цели, система
Введение
Согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Потерпевшими выступают как физические и юридические лица, так и само государство. Названное конституционное положение в полной мере относится и к защите прав потерпевших от административных правонарушений. Эффективность защиты прав и интересов граждан, стабильность развития Российского государства зависят от того, какие правовые способы воздействия применяются к лицам, совершившим административное правонарушение, поэтому вопрос об административном наказании является одним из центральных в институте административной ответственности.
Наказания в обществе можно охарактеризовать как способы воздействия на поведение людей и их сознание. Наказания – меры, которые оказывают влияние на общественный порядок и способствуют предупреждению противоправного поведения в государстве. Они являются мерой ответственности и «несут определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный Кодексом об административных правонарушеньях Российской Федерации» .
Общеизвестно, что административное право находится в состоянии системной трансформации, параметры которой определены Концепцией административной реформы, проводимой в Российской Федерации. Согласно ее положениям на основе Конституции РФ формируется новая идеология взаимоотношений между государством и гражданином. Коренные изменения претерпевает административно-правовая доктрина. Обновляется административное законодательство. В настоящее время ведется обсуждение третьей кодификации КоАП РФ.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Характеристика административных наказаний 6
1.1 Понятие административного наказания 6
1.2 Цели административного наказания 9
Глава 2. Система административных наказаний 16
2.1 Основные и дополнительные меры административного наказания 16
2.2 Порядок наложения административных наказаний 24
Заключение 29
Список использованной литературы и источников 29
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Государственном флаге Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2000, N 52 (Часть I), ст. 5020.
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 20.12.2017) "О Государственном гербе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 25.12.2000, N 52 (Часть I), ст. 5021.
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) "О Государственном гимне Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 25.12.2000, N 52 (Часть I), ст. 5022.
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Собрание законодательства РФ", 19.06.2000, N 25, ст. 2728.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан" // Собрание законодательства РФ, 17.07.2000, N 29, ст. 3117.
Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999) "О Государственном гербе Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ , 06.12.1993, N 49, ст. 4761.
Административный штраф выступает в качестве денежного взыскания, выраженного в рублях. Размеры административных штрафов дифференцированы законодателем, предусмотрев конкретные размеры или их промежутки в конкретных статьях КоАП РФ.В борьбе с административными правонарушениями штраф является часто используемой мерой воздействия. Как показывает практика, штраф может выступать как основным видом наказания, так и в качестве дополнительного наказания.Следующим видом наказания является конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это безвозмездное принудительное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации вещей, не изъятых из оборота. Наложение ареста на орудия совершения или административного правонарушения возможно только по решению суда.Далее из перечня административных наказаний следует лишение специального права, т.е. лишение специального права, ранее предоставленного отдельному лицу-правонарушителю, за грубое или систематическое нарушение порядка осуществления этого права в случаях, предусмотренных КоАП Российской Федерации. В настоящее время предусмотрены такие наказания, как лишение специального права на управление транспортным средством, права на охоту и пр.Тем самым для них необходимо наличие специального права, т.е. чтобы иметь право на управление транспортным средством нужно сдавать квалификационные экзамены. Этот вид наказания применяется только в отношении физических лиц и назначается только судьей. Срок лишения специального права по КоАП РФ не может быть менее одного месяца и более трех лет.