Анализ и оценка рентабельности затрат
ВВЕДЕНИЕ
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного – рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности. Ее значение резко возрастает в условиях современного экономического кризиса в России, что в свою очередь диктует необходимость научного исследования.
Рентабельность выступает измерителем результатов деятельности предприятия. В процессе формирования конечного результата хозяйствования участвуют такие составляющие как доходы и расходы предприятия.
Достижение рентабельности, способной обеспечить дальнейшее развитие предприятия является целью хозяйственной деятельности любой коммерческой структуры. Рентабельность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. В связи с этим важными являются вопросы проведения анализа рентабельности затрат предприятия, функционирующего в сложных экономических и политических условиях, где в условиях значительного спада экономики постоянно изменяется и корректируется законодательство страны, что в значительной степени усложняет деятельность предприятия в целом. В свете сказанного тема данной курсовой работы является актуальной.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы управления рентабельностью затрат в условиях цифровой экономики…………………………………….. 5
1.1 Концептуальные основы управления рентабельностью затрат в современных условиях………………………………………………………. 5
1.2 Подходы, методы и способы анализа рентабельности………….. 10
1.3 Логика анализа и диагностики в современных условиях организации и управления…………………………………………………… 15
ГЛАВА 2 Анализ предпосылок по разработке модели повышения эффективности управления рентабельностью затрат………………………. 18
2.1 Анализ факторов, влияющих на рентабельность затрат………… 18
2.2 Оценка качества управления рентабельностью затрат………….. 26
2.3 Системный анализ и моделирование показателей рентабельности затрат………………………………………………………... 30
Практическая часть (вариант 1)………………………………………. 32
Задание 1………………………………………………………………. 32
Задание 2………………………………………………………………. 38
Задание 3………………………………………………………………. 43
Задание 4………………………………………………………………. 46
Задание 5………………………………………………………………. 50
Задание 6………………………………………………………………. 54
Заключение……………………………………………………………. 57
Библиографический список…………………………………………… 59
Приложение 1………………………………………………………….. 63
Приложение 2…………………………………………………………. 65
Приложение 3………………………………………………………… 67
Библиографический список
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. №№117-ФЗ // Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 29.04.2022)
Приказ Минфина России от 06.07.1999 №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/ (дата обращения 29.04.2022)
Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. и доп. от 4 декабря 2019 г.) // Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения 29.04.2022)
Абдукаримов И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов – Москва : Инфра-М, 2019. – 320 с.
Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности : учебник / М. С. Абрютина. – Москва : Дело и сервис, 2020. – 462 с.
Алексеева А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / А. И. Алексеева. – Москва : КноРус, 2020. – 687 с.
Артеменко В. Г. Анализ финансовой отчетности : учебное пособие / В. Г. Артеменко, В. В. Остапова – Москва : Омега-Л, 2019. – 436 с.
Бариленко В. И. Анализ хозяйственной деятельности : учебник / В. И. Бариленко. – Москва : Омега-Л, 2020. – 413 с.
Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия : организация и методология : учебное пособие / А. С. Вартанов. – Москва : Финансы и статистика, 2021. – 326 с.
Вахрушина М. А. Управленческий анализ : вопросы теории, практика проведения: монография / М. А.Вахрушина, Л. Б.Самарина. – Москва : Вузовский учебник, 2019. – 142 c. 62
Видяпин В. И. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятий : учебник / В. И. Видяпин. – Москва : Инфра-М, 2020. – 615 с.
Гвоздева, Е.А. Прибыль и рентабельность коммерческой организации / Е.А. Гвоздева // Образование и наук.
Мероприятиями в рамках повышения финансовой устойчивости могут быть те, которые нацелены на повышение рентабельности активов. Ведь в дальнейшем предприятие будет вкладывать средства обратно в деятельность компании, что позволит наращивать уровень финансовой автономии. Например, можно предложить мероприятия по снижению расходов в рамках производственной, сбытовой, инвестиционной, финансовой деятельности. Также в условиях положительной рентабельности целесообразно предложить мероприятия повышения объема сбыта, что позволит наращивать чистую прибыль. Например, речь может идти об использовании методов маркетинга, открытии новых офлайн-точек для увеличения продаж. Конкретные предложения зависят от специфики бизнеса. Также мероприятием по направлению повышения финансовой устойчивости может быть эмиссия дополнительных долевых ценных бумаг для привлечения капитала сторонних инвесторов, которые на текущий момент не участвуют в уставном капитале предприятия. Например, предприятие могло бы эмитировать акции и реализовать их на биржевом рынке. Конечно, вариантом всегда остается альтернатива повышения объема собственного капитала предприятия за счет текущих собственников. Если они видят, что предприятие является привлекательным инвестиционным объектам, то такое предложение может иметь для них смысл. Для улучшения такого показателя как достаточность собственных оборотных средств для финансирования запасов целесообразно предложить мероприятия оптимизации запасов, что позволит снизить необходимый объем собственных оборотных средств для их финансирования. Например, важно провести инвентаризацию имеющихся запасов производственных ресурсов, готовой продукции, товаров для перепродажи, после чего вывести остатки, которые не используются в операционном процессе. Их целесообразно продать. Также можно пересмотреть нормы формирования запасов на предприятии, и, если возможно, снизить эти показатели, что позволит также высвободить часть финансовых ресурсов, которые на текущий момент увязли в запасах. Кроме этого, такое мероприятие позволит снизить объем расходов на аренду, эксплуатацию складских помещений.