Народные традиции кружевоплетения в коллекциях современных отечественных дизайнеров
Введение
Актуальность темы исследования. Кружевоплетение – промысел, который повлиял на развитие культурных традиций России и является неотъемлемой частью декоративно – прикладного искусства нашей страны. Кружево, как явление, затем, как промысел начало зарождаться в европейских странах. В России кружево, как ремесло получает своё распространение в первой четверти XVIII века. В ходе развития данного занятия в нашей стране сформировался ряд центров, в которых и сегодня создаются кружевные изделия. Кружева каждого центра имеют свои отличительные особенности. Начиная с петровской эпохи в России, применяли кружево в качестве декоративного элемента, как в женском, так и мужском костюме, как у знатных сословий, так и у зажиточных крестьян.
Сегодня наблюдается вновь возросший интерес современных дизайнеров к кружеву. При этом каждый модельер по-своему переосмысливает кружево, адаптируя его под свои задачи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
1.1.История кружевоплетения в Европе
1.2.История кружевоплетения в России
2. Современное прочтение кружевных узоров
2.1. Кружево в творчестве российских дизайнеров
2.2. Кружево в творчестве западноевропейских дизайнеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
1.Шапиро, Б. История кружева, как культурный текст / Б. Шаперо // Новое литературное обозрение. – М., 2018. – 336 с.
2.Бирюкова, Н. Ю. Западноевропейское кружево XVI - XIX веков в собрании Эрмитажа. – М. 1959. – 67 с.
3.Фалеева, В. А. Русское плетеное кружево монография / В. А. Фалеева. – СПб.: 1983. – 326 с.
4.Давыдова, С. А. Русские кружева и русские кружевницы / С. А. Давыдова. – СПб.: 1892. – 324 с.
5.Коломиец, А. И. Елецкое кружево / А. И. Коломиец. – М.: Научно-исследовательский институт художественной промышленности.,1962. – 10 с.
6.Сорокина, М. А. Художественное развитие Вологодского кружева в XX веке.: дис. …канд. искусствоведения. 17.00.04: защищена 22.02.04. утв.15.07.04. / Марина Александровна Сорокина., – СПб., 2004. – 334 с.
7.Камнева, С. Ю. Современное искусство художественной вышивки: основные тенденции развития / С. Ю. Камнева // Декоративно-прикладное искусство и образование. – 2016. – № 4 . – С.1-8.
8.Агафонова, А. С. Народное творчество: Традиции и новаторство / А. С. Агафонова // Вестник Московского государственного университета леса. – 2006. – № 7. С. 64-65.
9.Мочалова, А. К. Вышивка как синтез традиций и инноваций при проектировании современного костюма / А. К. Мочалова, О. А. Зимина // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч. тр. / Краснодар. Кубанский государственный университет. – Краснодар, 2020. – С. 297-300.
10.Сорокина, Л. И. Традиции народного искусства в современной культуре. / Л. И. Сорокина, Н. А. Прямкова // Культура и искусство. – 2021. – № 3. – С. 23-26.
11.Квашина, Ю. А. Традиционные декоративные отделки как культурные творческое наследие в художественном проектировании костюма / Ю. А. Квашнина, Д. А. Сердюкова // Культурное наследие Сибири. – 2020. – № 1. – С. 23-30.
Помимо геометрического рисунка, создавался растительные орнамент – павы. Рязанская губерния также была прославлена «численными кружевами, такие кружева создавались при помощи десяти коклюшек. В то время, как вологодские и елецкие мастерицы плели кружево могли использовать до трёхсот коклюшек.
Рассматривая отдельные центры кружевоплетения рязанской губернии, наиболее крупным является город Михайлов. Михайловское кружево отличается своей самобытностью, здесь создавалось многопарное и сцепное кружево. «В разное время здесь господствовали и разные типы кружевного плетения. Вначале это было тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное» [3].Кроме этого в Михайлове создавалось численное кружево. Численное кружево рязанской губернии отличалось своей плотностью, яркостью и простотой.