Анализ различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и определение уровня их правового регулирования и эффективности
ВведениеСогласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу и совместное проживание с ними. Однако это не всегда возможно. Ребенок может остаться без попечения родителей в случае их смерти, лишения или ограничения их в родительских правах. Как следствие существования таких ситуаций, актуальной остается проблема развитие и совершенствования системы форм устройства детей, направленой на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, которое взяло его на попечение.
Актуальность данной темы можно обосновать тем, что, несмотря на повышенное внимание к данному институту как законодателей, о чем свидетельствуют значительные изменения в законодательной базе, произошедшие в последнее время, так и практиков, на что указывают многочисленные публикации, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются нерешенными.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовая характеристика устройства детей, оставшихся без попечения родителей 5
§ 1.1. Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей 5
§ 1.2. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 8
§ 1.3. Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 10
Глава 2. Отдельные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 13
§ 2.1. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей 13
§ 2.2. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья 18
§ 2.3. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 25
Заключение 28
Список использованных источников 29
Список использованных источниковНормативные и иные правовые акты
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I) // Ведомости Съезда НД СССР и ВС СССР. - 1990 г. - № 45. - Ст. 955.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 03.12.2001. – № 49. – Ст. 4552.
«Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 г. - № 1. - Ст. 16 с изм. и допол. в ред. от 28.04.2023.
Федеральный закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и допол. в ред. от 14.07.2022) от 21.12.1996 № 159 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 г. - № 52. - Ст. 5880.
Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001 г. - № 17. - Ст. 1643.
Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 № 48-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008 г. - № 17. - Ст. 1755 с изм. и допол. в ред. от 30.04.2021.
Закон города Москвы "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" от 30.11.2005 № 61 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2005 г. - № 71. - с изм. и допол. в ред. от 14.10.2020.
Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, также относится к их исключительной компетенции.
При устройстве ребенка также должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, а также возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Таким образом, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ, представляют собой различные способы распределения таких детей на воспитание, с целью обеспечения им подходящих условий роста и развития. Основной целью любой формы устройства детей является обеспечение благополучия и психологической стабильности каждого ребенка, оставшегося без родительской заботы и поддержки, а также их интеграция в общество.