Особенности профессионального самоопределения у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта

Целью исследования является выявление особенностей профессионального самоопределения у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
13.08.2022
Объем файла
568 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования заключается в том, что изучение особенностей юношеского возраста в современной психологической науке стало востребованной задачей. Интерес исследователей к данному периоду онтогенеза вполне закономерен, так как характер изменений, происходящих на данном этапе развития, оказывает непосредственное воздействие на весь жизненный путь человека и его дальнейшую профессиональную деятельность. В настоящее время в условиях реформирования системы образования и поиска новых образовательных моделей является актуальной проблема подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. С этим связана необходимость изучения основных закономерностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. По данным Федеральной службы занятости России, молодежь в возрасте 15–29 лет, в числе которой вчерашние школьники, – одна из наиболее уязвимых и одна из самых неконкурентоспособных социальных групп из-за отсутствия профессионального и социального опыта. В силу этого такая важная государственная задача, как профессиональное самоопределение молодежи, должна стать приоритетной в системе образования, причем непрерывного образования. Эмоциональный интеллект является важной стороной когнитивных способностей человека. В современных условиях от человека требуются высокая мобильность, быстрота принятия решений, умения работать с информацией, высокая компетентность в коммуникациях. Данные умения связаны с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому проблема изучения интеллекта и интеллектуальных способностей востребована в теоретической и практической психологии. Для успешной деятельности в социуме, эффективного межличностного взаимодействия, сохранения психологического здоровья необходимо быть эмоционально компетентным, т.е. иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. Востребованность к изучению данного феномена определяется недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта, с одной стороны, и наличием множества эмпирических подтверждений его важности для эффективного осуществления профессиональной деятельности, успешного построения межличностных отношений, самоактуализации и самореализации. 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального самоопределения у студентов и их эмоционального интеллекта 5

1.     Сущность профессионального самоопределения 5

1.1   Понятие «профессиональное самоопределение». 5

1.2   Структура профессионального самоопределения. 9

1.3   Особенности профессионального самоопределения студентов. 11

2.     Сущность феномена «эмоциональный интеллект» 15

2.1 Понятие эмоционального интеллекта. 15

2.2 Структура эмоционального интеллекта. 19

2.3 Специфика эмоционального интеллекта студентов вуза, обучающихся на различных факультетах. 21

3.     Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального самоопределения. 24

Вывод по главе 1 26

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта. 28

2.1 Организация исследования 28

2.2 Ход исследования 30

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 31

Вывод по главе 2 54

Заключение 57

Не найдено 

По шкале «Эмоционально – оценочное отношение к выбранной специальности» также были получены средние результаты, такие учащиеся считают выбранную профессию своим призванием, одним из способов самореализации в жизни. Соответственно мысли о том, что они будут работать по специальности, вызывают радость, однако у данных респондентов могут также существовать сомнения по поводу выбранной специальности, что в конечном итоге может привести к разочарованию своей профессией. 
По шкале «Внутренняя/внешняя мотивация» были получены высокие результаты. Это может отражать доминирование внутренней мотивации,
при которой студенты характеризуется высокой познавательной активностью в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала.
Также был применён критерий Манна-Уитни для определения статистически значимых различий между людьми со средним и низким уровнем эмоционального интеллекта по методике «Моя учёба в вузе», результаты приведены в таблице 5.