Основные барьеры при выходе российских ТНК на зарубежные рынки
ВВЕДЕНИЕ
С появлением транснациональных компаний со штабами в России, страна стала получать больше доходов от международной торговли, что позволяло разрабатывать и совершенствовать национальное производство. Гиганты отечественной промышленности вышли на мировой рынок, однако столкнулись с рядом проблем – какие-то были решены достаточно быстро, а некоторые сохраняются и по сегодняшний день.
Специалисты и ученые в сфере международной экономики уже не одно десятилетие занимаются вопросом о преодолении барьеров выхода российских ТНК на международный рынок. Видными учеными предлагались различные варианты решения проблемы, велись дискуссии и дебаты по поводу изменения политики по отношению к ТНК или вовсе об отказе от такой формы хозяйствования на территории РФ.
Именно из-за практической значимости тема преодоления барьеров для выхода российских производств, в частности ТНК, актуальна в современной России. Решение вопросов упрощения экспорта отечественной продукции позволит усилит
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 2
1.Характеристика деятельности тнк на зарубежных рынках………………. 4
1.1.Транснациональные корпорации: сущность, история развития и классификации………………………………………………………………… 4
1.2. Барьеры, препятствующие ТНК выходу на зарубежные рынки……… 10
1.3.Анализ деятельности российских ТНК на зарубежных рынках……… 15
2.Барьеры при выходе российских тнк на зарубежные рынки и пути их преодоления…………………………………………………………………... 20
2.1.Анализ барьеров, препятствующих выходу российских ТНК на зарубежные рынки…………………………………………………………… 20
2.2 Эффективность методов государственной поддержки при выходе российских ТНК на зарубежные рынки……………………………………. 24
2.3.Разработка рекомендаций по преодолению барьеров при выходе российских ТНК на зарубежные рынки……………………………………. 28
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список использованных источников……………………………………….. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Указ Президента РФ «Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания». от 5 дек 1993 г. // «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8476/
2. Стратегическая сессия: Барьеры и возможности развития международной кооперации и экспорта // Аналитический центр при правительстве Российской федерации. 2016. URL: https://ac.gov.ru/files/content/10050/otchet-stratsessiya-09-09-pdf.pdf
3. Ромашкин Т.В. М 23 Становление и развитие ТНК в условиях глобализации. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2016. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2017/monografiya_romashkin_k_pechati.pdf
4. Гончаров В.В. Понятие транснациональной компании // Московский экономический журнал. №5. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-transnatsionalnoy-kompanii
5. Карачев И.А. Транснациональные корпорации в современной мировой экономике // Учебно-методическое пособие. Ярославль. 2019. URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20190812.pdf
6. Налбандян Г. Г. Формирование стратегии выхода на внешние рынки промышленных компаний // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва.2021. URL: http://www.fa.ru/org/div/uank/autorefs/dissertations/Налбандян%20102__Диссертация.pdf
7. Иванова С.В., Нечаев С.Ю. Современные российские ТНК: анализ позиций в товарных секторах рынка // Инновации и инвестиции. № 12. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-rossiyskie-tnk-analiz-pozitsiy-v-tovarnyh-sektorah-rynka
8. Капустина, Л. М. Транснациональные корпорации : роль в экономическом развитии России [Текст] : [монография] / Л. М. Капустина, О. Д. Фальченко ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. госэкон. ун-т. – Екатеринбург : [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2016-03-077-kapustina-l-m-falchenko-o-d-transnatsionalnye-korporatsii-rol-v-ekonomicheskom-razvitii-rossii-ekaterinburg-izd-vo-ural-gos-ekon
9. Годовые отчеты ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] URL: https://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2021/
10. Росстат. О внешней торговле в январе-мае 2021 г. [Электронный ресурс] URL: https://gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/134.htm
Выход на экспортные рынки протекает в рамках ограничений институциональной среды на этих рынках. Институциональные барьеры (например, политическая нестабильность, коррупция, преступность и кража) являются результатом поведения институтов, характеризующих экономику, и играют решающую роль в формировании конкурентного поведения фирм в этой экономике. Институциональные барьеры особенно важны при рассмотрении возможных вариантов экспорта, поскольку такие барьеры часто представляют собой необычные ограничения для управления экспортными операциями. Повышенные уровни гибкости способов экспорта позволяют фирмам преодолевать или, по крайней мере, уменьшать негативное влияние институциональных барьеров.
Сильная конкуренция на внешних рынках – наиболее часто изучаемый барьер, появляющийся почти в большинстве исследований, за которым следуют неподготовленный персонал, поиск подходящего агента/дистрибьютора, валютные риски/колебания