Институт гражданства в российской федерации: конституционно-правовое регулирование, принципы, проблемы реализации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заявленной темы диссертационного исследования не спадает на протяжении последних двух-трех десятилетий как в нашей стране, так и за рубежом. Необходимость проведения комплексного анализа происходящих в изучаемой сфере процессов обусловлена активным преобразованием различных, в том числе и правовых, форм организации государственной и общественной жизни. Стоящая перед российским государством задача достижения единства и консолидации российского народа в целях максимально полного обеспечения прав каждого гражданина Российской Федерации и преодоления внутренних и внешних угроз устойчивому развитию общества и государства актуализирует системное, комплексное изучение содержания и сущности гражданства. В связи с этим требуется углубленное исследование не только закрепленного действующим законодательством о гражданстве понимания гражданства как устойчивой правовой связи между гражданином и государством, но и иных концепций понимания российского гражданства, отражающих
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………… 3
1 Исторические этапы развития института гражданства как элемента правового статуса личности…………………………………………… 12
1.1 Досоветский этап возникновения и становления института гражданства ………………………………………………………. 12
1.2 Советский этап развития института гражданства ……………… 27
1.3 Постсоветский этап развития института гражданства ………… 38
2 Конституционно-правовое регулирование института гражданства в Российской Федерации ………………………………………………. 45
2.1 Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации ………………………………………………………… 45
2.2 Принципы гражданства в Российской Федерации …………….. 51
2.3 Основания приобретения гражданства Российской Федерации.. 56
2.4 Основания прекращения гражданства Российской Федерации 101
3 Проблемы реализации принципов гражданства в Российской Федерации…………………………………………………………………….. 114
3.1 Обзор практики по делам о гражданстве……………………… 114
3.2 Основные направления совершенствования законодательства о гражданстве…………………………………………………… 125
Заключение ………………………………………………………………… 133
Список использованных источников …………………………………….. 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_28399/
2. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ // СПС «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/12111157/
3. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Рес-публикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства: Федеральный закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ // СПС «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/1118732/
4. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Рес-публикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: Федераль-ный закон от 21.03.2014 № 36-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160617/
5. Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997) Ets № 166 // СПС «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/2541605/
6. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заклю-чена в Вене 23.05.1969) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://goo.su/fExt
7. Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 г. // СПС «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/1118203/
8. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). // СПС «Гарант». – URL: https://goo.su/e8QnRGn
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://goo.su/4H5NLwt
10. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://goo.su/uvR3pp
11. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://goo.su/S4B00jO
12. Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностран-ных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне: Поста-новление Правительства РФ от 28.08.1998 № 1003 // СПС «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/179293/
13. Об утверждении Порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации: Приказ МНС РФ от 12.03.2004 № БГ-3-23/192@ // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://goo.su/yqJU
14. О сроке временного пребыва
А.А. Жилин полагал, что отношения государства к иностранцам во всех цивилизованных государствах нормируются правом и суть отношения юридические. То, что они возникают в зависимости от известных фактиче-ских условий и более или менее свободно могут быть прекращаемы волею государства, делает их, по мнению А.А. Жилина, лишь менее устойчивыми, но не лишает их правового характера.
И отношения подданных к государству, считал он, возникают под влиянием известных фактов: рождения, вступления в подданство. Различие между подданными и иностранцами состоит в том, что у подданных имеется личная связь с государством, что над ними государство властвует в силу своего личного верховенства, тогда как господство его над иностранцами есть господство в силу территориального верховенства.
Иностранцы, подчеркивал А.А. Жилин, в известных отношениях под-чиняются праву того государства, в пределах которого они живут или имеют недвижимое имущество. Однако подчинение иностранцев государству обусловливается исключительно территориальным началом, согласно правилу quidquid est in territorio est etiam de territorio. Подданные же в узком смысле слова подчиняются законам своего государства, даже находясь вне его пределов, в силу личной связи с ним. Связь